Экспедиция в Сойотию

Этот 2019 год – юбилейный для первой отдельно изданной на русском языке книги, специально посвященной этнографии Тувы «Экспедиция в Сойотию». Она была опубликована в Москве издательством всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев в 1934 году. Издание книги было приурочено к 70-летию со дня рождения ее автора, Феликса Яковлевича Кона.

Тувинская Правда

Кто он такой? Человек оставил значительный след в изучении традиций тувинцев, сделал уникальные фотографии той давней поры на земле Урянхая. По данным Сибирской советской энциклопедии (1931) родиной Ф. Я. Кона была Варшава, где он родился в польско-еврейской семье. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет Варшавского университета. В годы учебы в университете становится членом польской социал-демократической партии «Патриот». Был арестован, сослан сроком на 10 лет и 8 месяцев на Карийскую каторгу. О своем аресте, о партии, о допросах, о жизни на каторге позже он напишет в своих книгах: «Под знаменем революции» (Харьков, 1922), «В каторге на Каре» (Львов, 1926).

Свои воспоминания о допросах во время следствия в этих книгах он сравнивает с дуэлью: «Ужасная дуэль, в которой нападающей стороной являются матерые, вооруженные целым государственным аппаратом сыска инквизиторы, а другая, не зная даже в чем ее обвиняют, должна отбивать удары, рискуя тем, что малейшая неосторожность может повлечь за собою потерю не только жизни, но и чести. Обороняющаяся сторона – юнцы, горячие и пылкие, весьма легко выбиваемые из равновесия».

В 1891 году его с каторги переводят на поселение в Якутию. Здесь он начинает заниматься изучением и исследованием жизни и быта якутов и русских старожилов, проводит подворную перепись, пишет статьи о перспективах развития земледелия в Якутии. Результаты своих исследований печатает в «Известиях Восточно-Сибирского отдела РГО» (1895).

В 1897 году после поселения из Якутии переезжает жить в Минусинск, где продолжает заниматься научной деятельностью. В тот период Минусинск был одним из культурных и научных центров Сибири. Бурно развивались издательское, музейное, библиотечное дела. В Минусинске ему удалось издать свой антропологический очерк «Якуты» (1899). Здесь он работает в музее, приводит в порядок часть экспонатов, пишет историю краеведческого музея к 25-летию его создания. Работал усердно, печатался в разных сибирских изданиях, несмотря на то, что находился под пристальным взором карательных органов.

В годы работы в Минусинске он получает приглашение участвовать в научных экспедициях братьев Сибиряковых.

Экспедиция в Сойотию

В статье С. И. Вайнштейна «Антропологические и этнографические исследования Феликса Яковлевича Кона» («Советская этнография», 1965) имеется информация, что «Финансировал экспедицию ленский золотопромышленник Иннокентий Сибиряков, он же был ее инициатором. В экспедицию, помимо Кона, были приглашены политические ссыльные В. Г. Богораз, В. И. Иохельсон, Н. А. Виташевский, Э. К. Пекарский, И. И. Майнов и др. Разрешение на их участие в экспедиции было получено лишь благодаря содействию крупных ученых – вице-президента Географического общества П. П. Семенова и известного тюрколога В. В. Радлова».

Экспедиция Кона находилась Туве в течение двух лет (1902-1903). Участникам удалось побывать почти во всех провинциях. Об инициаторе экспедиции Иннокентии Сибирякове позже мне удалось узнать, что братья Сибиряковы (Александр, Константин и Иннокентий) – сыновья иркутского купца, золотопромышленника Михаила Александровича Сибирякова. В одном библиографическом исследовании А. Н. Масловой (в годы учебы в заочной аспиратуре ГПНТБ СО РАН мне не раз приходилось обращаться к Александре Николаевне по вопросам краеведческой библиографии Сибири и получать от нее ценные советы) читаем: «Братья Сибиряковы оставили большой след в культуре и просвещении Сибири, были крупнейшими благотворителями и меценатами… Иннокентий Михайлович (1860–1901) был младшим из трех братьев Сибиряковых. Его широкая благотворительная деятельность вызывала неоднозначную реакцию у власти и общества, над ним пытались установить опеку за якобы его расточительность. В частной жизни он отличался скромностью, тяготился своим богатсвом; он впал в религиозную экзальтацию, уехал на Афон, где постригся в монахи. Там он и скончался». («Мир библиографии», 2004, № 1, с. 40 – 45).

Перед отъездом в Туву, помимо исследований этнографии тувинцев, Кон получает от Мартьянова, директора краеведческого музея, еще одно задание: «Вам придется заехать на гусевские прииски в Усинске. Я только что получил письмо от управляющего приисками. Они там наткнулись на довольно богатую россыпь золота, но, как он пишет, какая-то «чертовщина» портит все дело. В этой же россыпи появились какие-то черные матовые кружочки, которые при промывке нельзя отделить от золота, и управлению прииска приходится нанимать девочек, которые пальчиками выбирают эти крупинки. Ума не приложу, что это могло быть. Узнайте и пришлите мне эти металлические крупинки для исследования». Кону удалось выполнить это задание. Он пишет: «Металл оказался иридием, он ценнее золота, а невежественные управители его выбрасывали».

В начале своей книги «Экспедиция в Сойотию» Кон признается: «Работа в Минусинске меня не удовлетворяла, а путешествие по стране, еще совершенно не изученной, представляло определенный соблазн… Урянхайцы-сойоты, как их тогда совершенно неправильно называли, нынешние тувинцы, быт и нравы которых я должен был исследовать, жили за пределами Российской империи в Китае и числились «верноподданными» китайского богдыхана… До меня в эти края уже ездил Г. Потанин, но он был там очень недолго. Многого сделать не успел. А незнание языка и отсутствие хорошего переводчика не дало ему возможности так изучать тувинцев, как он изучал другие народы».

Находясь в Туве, он ежедневно вел дневник, подробно описывая все стороны жизни не только тувинцев, населяющих значительную часть территории Тувы, но и русских жителей края.

Из книги «Экспедиция в Сойотию» можно узнать сведения об административном управлении провинций края, играх и праздниках. Наблюдения ученого об устройстве жилища, какие носят одежды, наряды, чем питаются, что пьют. С помощью черно-белых фотоснимков зафиксированы основные занятия тувинцев: скотоводство, земледелие, охота и рыболовство. В книге имеются ценные сведения о народном творчестве, ремеслах, отношении к женщине, кланах и родах, уход за ребенком. Есть сведения о буддизме и шаманизме, снимки с изображениями алтарей в монастырях и юртах зажиточных тувинцев. Поражают подробные записи и снимки с изображениями внутренних видов монастырей и деятельности монахов. По его записям: «Среди лам было много, по-своему очень образованных людей, многие из них прекрасно говорили по тибетски. Изучали тибетскую медицину и многие болезни лечили довольно успешно».

Учитывая, что в настоящее время сохранилось малое количество экземпляров книги «Экспедиция в Сойотию» в фондах библиотек республики, и не все читатели могут ее прочитать, хочется привести одну историю из книги, которую записал Кон во время экспедиции; «Лет 30 назад до моего приезда в Тувинский край в окрестностях этого городка жил ученый китаец. Однажды, выйдя на улицу, он увидел, что горит стоящая неподалеку юрта, в которой жила бедная монгольская семья. Не будучи в состоянии помочь, он вернулся к себе в юрту. На следующий день, выйдя на улицу и взглянув на горевшую накануне юрту, он остолбенел; юрта была целехонька. Пораженный этим, он отправился к монголам и, не обмолвившись ни словом о виденном накануне, стал осторожно расспрашивать жильцов о том, что у них происходило ночью. Оказалось, что в момент, когда он видел юрту в пламени, жившая в ней монголка разрешилась от бремени. Сообразить, что родившийся мальчик – «геген», ученому китайцу было нетрудно, и он, продолжая молчать о виденном знамении, вступил с родителями новорожденного в переговоры об уступке ребенка. Родители согласились, и китаец, уплатив им все, что они требовали, перекочевал с купленным младенцем в Китай. Между тем среди окрестных жителей распространился откуда-то слух, что хитрый китаец купил и увез «гегена». Под впечатлением этих слухов встревоженные монголы отправили посольство к тибетскому Далай-ламе, главе буддийской церкви. Далай-лама подтвердил верность слухов. Монголы заволновались, разыскали китайца и за огромную сумму выкупили «гегена». Такова одна история из буддийской жизни дореволюционной Тувы, которая благодаря дневниковым записям Феликса Кона дошла до нас. «Экспедиция в Сойотию»

Среди дореволюционных исследователей истории, археологии, филологии, этнографии Тувы Ф. Я. Кон «Экспедиция в Сойотию» занимает особое место. Жизнь его была напряжена до предела, но, несмотря на все лишения и трудности, он никогда не переставал писать, заниматься научной деятельностью. Он был великим исследователем, скромным и умным тружеником-творцом, сумевшим стойко вынести все невзгоды и при этом сохранить свое человеческое достоинство и честь.

Зоя МОНГУШ,

библиограф сектора книжных памятников Национальной библиотеки РТ им. А. С. Пушкина,

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь