Деловая этика старообрядцев

Деловая этика предпринимательства — вопрос в настоящее время стал предметом исследования представителями различных областей знания: прикладных экономических и социальных наук. Интерес к этой проблеме объясняется необходимостью разработки теории современной предпринимательской корпоративной культуры, которая бы объединяла исторические сведения о развитии экономики со знаниями в области социальной психологии, социальной философии, менеджмента, этики и др. Сами по себе экономические и деловые отношения базируются на определенной этической основе, содержащей нормы и правила поведения людей. Считать, что предпринимательство неэтично, большое заблуждение, человеческие отношения всегда имеют определенную духовную природу. Касаясь вопроса о деловой этике конфессиональных групп, важно понять природу и факторы, повлиявшие на ее формирование.

Так, европейский протестантизм обновил этические отношения в обществе, перенес центр жизни от молитвенной практики к активной деятельности в рамках избранной профессии, определив кредо протестантов фразой «Laborare tst orare» (трудиться — значит молиться). Этот девиз способствовал становлению рационального капитализма и предпринимательства.

Надо отметить, что полного тождества между протестантизмом и движением старообрядцев в России не было. Оба этих конфессионально-экономических направления в христианстве объединяет рационализм в деятельности и религиозной практике, стремление устранения между Богом и верующими посредников. Протестантская этика и старообрядческие этические установки базируются на различных идейных и мировоззренческих основах:

— во-первых, старообрядческая этика испытала на себе влияние православия (Священного Писания и Священного Предания) как основы этического мышления и поведения. Отношение к предпринимательству в старообрядческих общинах рассматривалось как исполнение земного послушания, данного Богом, как сфера служения Богу и людям, стремление к спасению по завершении земного пути. Протестантская этика имеет библейскую направленность, ее теологи проповедовали идеи: человек призван к возрастанию в богопознании, для чего необходим добросовестный труд и бережливая жизнь, любой труд может быть служением Богу и, как следствие, может приносить прибыль, бедность — это проклятие, знак гнева Бога на народ (пуритане}. Бог в Библии поощряет высокое качество товаров и услуг, честное отношение к клиентам, запрещает лживые способы обогащения (Левит 19:35-36 8 Левит, Гл.19. Стихи 35 — 36 //Ветхий завет. Т.1 /в русском переводе. — СПб., 1873. — С.179.)

— во-вторых, зародившись в условиях гонений, старообрядческая этика изначально была направлена на сохранение дониконовского богослужебного ритуала и соответствующего аскетического (бережливого) жизненного уклада; протестантская этика направлялась на активное преодоление средневекового универсализма и трансформацию ранее существовавшей традиции в соответствии с новыми религиозными установками;

— в-третьих, старообрядческая этика отличается от протестантской этики тем, что ее заданность состоит в древнерусской и старорусской патристической традиции (учение о единстве человека и Бога), соединяющей божественную и человеческую природу;

-в-четвертых, старообрядческая этика формировалась в отличных от протестантизма экономических, культурных и геополитических условиях;

— в-пятых, протестантская и старообрядческая этика имеют разное содержание в богословском учении (сотериологии) об искуплении и спасении человека (Тюленев, А. Протестанско-старообрядческая мораль как условие развития рационального предпринимательства /А. Тюленев //Омский научный вестник. -2010. -№ 5. — С. 74-77; Малафеева, М. Эсхатологический компонент трудовой этики русских старообрядцев и немецких протестантов /М. Малафеева //Проблемы современной экономики. -N2 («Тб!. — СПб., 2013. — С 326-327). В протестантской трудовой этике — добросовестный труд и бережливая жизнь — долг каждого спасенного Богом христианина. Согласно старообрядческому пониманию, добрые дела, совершаемые, в том числе, «благотворителями» и «благодетелями», только способствуют обретению спасения, которое еще нужно заслужить.

купец

Православная духовность давала ориентиры для предпринимательской деятельности русских людей. Золотое правило нравственности, изложенное в Нагорной проповеди Христа, утверждало, что «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон». Православный человек признает этот закон, т.к. за его нарушение он обязан будет отвечать перед Богом, перед своей совестью, перед общественным мнением. Святитель Василий Великий говорил следующие слова: «….Работающий работает не для того, чтобы трудом служить только своим потребностям, а для того, чтобы исполнить заповедь Господню». Подобную мысль высказывал религиозный философ С. Булгаков: «…Человек есть не только познавательный, но и хозяйственный логос, ему принадлежит право и обязанность труда в мире как для собственного существования, как для оказания помощи ближнему, так для совершения общего дела человечества на земле во исполнение заповеди Божией при сотворении человека: « обладайте ею (Землею) и владычествуйте». ( Булгаков, С. Православие и хозяйственная жизнь /С. Булгаков //Православие. — М., 1991. — С.345 — 369.)

Предприниматели — старообрядцы, хранители принципов старой веры, воспринимали религиозно-этические принципы православия буквально как ориентиры своей деятельности.

В экономической жизни любого национального сообщества можно встретить представителей многообразных конфессий, которые в своей деятельности опираются на определенные этические правила и нормы. У китайских бизнесменов правила коммерческой деятельности выстраиваются из конфуцианских наставлений и даосизма, мусульманский бизнес имеет основу в Коране, жизнеописании посланника Аллаха, пророка Мухаммеда, выросшего в среде курайшитов (торговых людей). Европейский бизнес в большинстве своем базируется на принципах протестантизма, в американском бизнесе присутствует синтез этических норм, но значительное место в них занимают принципы протестантизма и свободной рыночной экономики Адама Смита. В этой связи интерес представляет вопрос о социальной основе российского предпринимательства в прошлом (до 1917 года) и в становящейся современной российской рыночной экономике.

Российская экономика до 1917 года имела в качестве основы своего развития политику государства, которое регламентировало ее стратегию. В экономике вследствие этой политики были взлеты, а из-за недальновидности политиков — падения и кризисы. Подобное наблюдается и в настоящее время. Наиболее четко вмешательство политики в экономику проявлялось с момента петровских преобразований. Однако на экономическое развитие влияют и другие обстоятельства — это факторы эндогенного (внутренние) и экзогенного (внешние) свойства. Среди факторов эндогенного свойства можно выделить поведенческий фактор определенной группы людей, деятельность которых обусловлена социальными нормами, психологическими установками, традициями, религиозными принципами.

В экономическом развитии европейских стран и США таким фактором являлась деятельность конфессиональной группы в христианстве — протестантов. В экономическом развитии России таким эндогенным фактором являлось хозяйственное поведение старообрядцев, конфессиональной группы в православии, возникшей вследствие раскола в РПЦ 350 лет назад. И если протестантизм как конфессиональное движение в европейском обществе возник вследствие реформации в XVI веке и развивался относительно мирно, то старообрядческое движение в России, проклятое Большим Московским Собором 1667 года и названное еретическим, подвергалось преследованиям, репрессиям, различного рода ограничениям в социально-экономической жизни страны до начала XX века. При всем этом, трудности существования старообрядческих общин в российской государственной системе способствовали выработке в них особой деловой этики, реализованной в экономической жизни.

Черты деловой этики старообрядцев в хозяйственной деятельности приобрели свою четкость уже в XIX веке, когда она стала заметным явлением в различных сферах экономической жизни российского общества. Их хозяйственный этос реализовался в сферах промышленной, банковской и торговой деятельности, лесном промысле, хлебном извозе, водных перевозках и др.

Основой формирования деловой этики предпринимателей-старообрядцев являлся этико-религиозный кодекс, выработанный в сложной для них среде после раскола Православной церкви. (Баранова, Ю. Концепция этико-религиозного кодекса старообрядцев /Ю. Баранова //Вестник МГУКИ, — N 4. — М., 2012.) Вынужденные до середины ХVIII века быть изгоняемыми и преследуемыми властью и никонианской, а позднее Синодальной церковью, проживающие в сложных природно-климатических и социальных условиях старообрядцы на основе христианского православия старой веры выработали свое понимание поведенческой мотивации, норм и ценностей в жизни. Центральными в них являлись: спасение души в чистоте веры предков и соборности жизни в общине, строгий аскетический уклад жизни и самодисциплина в исполнении ежедневных обрядов и молитв, желание служить Богу и народу, добросовестное отношение к труду, трезвость в поведении и оценке внешних обстоятельств.

Большое значение в среде старообрядцев придавалось таким ценностям, как стремлению к самообразованию, сохранению рода и семьи. Освоению грамотности в старообрядческом миру считалось важным условием познания веры и помощи в успешном предпринимательстве (в своем большинстве старообрядцы, как мужчины, так и женщины обладали грамотностью, читали церковные книги; их внуки получали нередко образование в российских университетах и за рубежом). Сохранение рода и семьи являлось для старообрядцев значительной ценностью. Так, выходец из старообрядческой семьи А.И. Гучков замечал: «Я не только сын купца, но и внук крестьянина, крестьянина, который из крепостных людей выбился в люди своим трудолюбием и своим упорством». (Мельников, П.И. Отчет по Нижегородской губернии за 1854 г. /П.И. Мельников //Сборник Нижегородской учетной архивной комиссии. — Нижний Новгород, 1910. — Т.9. 4.2. — С.252.) Об этом могли сказать практически все старообрядцы — предприниматели.

На базе православного духовно-этического кодекса сформировалась деловая этика старообрядцев — предпринимателей, большинства представителей российского купеческого и промышленного капитала. Она была призвана для осуществления практических дел в торговой, промышленной и финансовой деятельности. Центральным местом в их деловой этике являлось осуществление сделок «под честное слово», это был нравственно-этический императив, который определял любой вид предпринимательской деятельности. Честное слово русского купца было известно не только в сделках на российских ярмарках, но и за рубежом, в частности, на европейской ярмарке в Лейпциге и др. этика

Принцип честности определял и нравственную результативность старообрядцев в торговой сделке, «честь дороже прибыли», честь превыше прибыли». Сделки под честное слово среди купцов-старообрядцев традиционно закреплялись в церкви, т.к. честность в «купеческом слове» была идентичной выражению «верности Богу» и обеспечивала сделке (контракту) твердость и уверенность. Известен факт из торговой жизни на Нижегородской ярмарке, когда при покупке соляной лавки купцу не хватило денег для оплаты сделки, он обратился к рядом находящимся горожанам со словами: «Люди добрые, помогите мне купить эту лавку, я верну вам ваши деньги!». Ему передавали и медные пятаки, и серебряные монеты. Сделка состоялась. И заходящие позднее горожане получали от купца заемные им деньги и меру соли.

Савва Морозов
Савва Морозов

Необходимость ведения честного бизнеса определялась сохранением своего «делового» лица и своей репутации. Нарушение этих принципов приводило нередко к банкротству предпринимательского дела. Интересные высказывания об этих принципах среди старообрядцев мы находим у одного из лидеров банковского бизнеса в России В. Рябушинского: «Мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли». (88 Рябушинский, В. Старообрядчество и русское религиозное чувство /В. Рябушинский //Русский хозяин — М., 1994.) Принцип честности в делах старообрядцев хорошо прослеживался и в деятельности Саввы Морозова, основателя мануфактурного текстильного производства в Подмосковье. Окрестные крестьяне, зная о его честности в делах, приносили ему деньги на хранение, тем самым увеличивали оборотный капитал на мануфактуре предпринимателя. Капиталом служило его имя, гарантирующее его честность и надежность. Этот капитал Морозов конвертировал в капитал финансовый, расширяя тем самым текстильное производство.

Принцип честности распространялся и на труд, который понимался старообрядцами в качестве спасения души (Рощин, М. Старообрядчество и труд /М. Рощин. //Генезис). Нижегородский предприниматель Н.А. Бугров в беседе с писателем М. Горьким замечал: «…Старообрядцы относились к труду почти религиозно, с твердой верой в его внутреннюю силу…в единую разумную энергию — цель ее: претворить нашу грязную землю в райский сад» (Красная новь. — М., 1924. — N2. — С..41). (деловая этика)

Молебен перед открытием очередного VII Всероссийского съезда старообрядцев
Молебен перед открытием очередного VII Всероссийского съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде. Август 1906 года

Богатство в старообрядческой среде не возводилось в культ, и хотя вследствие эффективной промышленной, торговой и финансовой деятельности ими накапливались значительные капиталы, они считали, что делиться нажитым необходимо, возводя это дело в принцип «спасения своей души». Среди старообрядцев осуждалось показное богатство, т.к. они считали богатство «проявлением гордыни человеческой и греха». Исследователь старообрядчества в Москве П. Бурышкин, купец, выходец из старообрядческой семьи, неоднократно замечал, что о богатстве старообрядцы говорили следующим образом: «Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета» (Бурышкин, П. Указ. соч. — С.145). Таким образом, купец-старообрядец знал, что помогая людям, а тем самым и Богу, он мог рассчитывать на память о нем после окончания его жизни. В быту и во взаимоотношениях с другими членами общины старообрядец должен был представлять образец для подражания в соблюдении христианских заповедей. Это выражалось в самодисциплине, жестко регламентированном распорядке деловой и духовной жизни.

Весь этот нравственно-этический комплекс старообрядцев находил реализацию в деятельности состоятельных предпринимателей в социально-культурной сфере российского общества, которой государственная власть уделяла ничтожно малое внимание. Они отдавали часть своих доходов для строительства религиозных сооружений, дарили ценные иконы с богато украшенными окладами церквям, оказывали помощь бедным людям. Пожертвование в виде меценатства и благотворительности считалось долгом русского состоятельного человека перед страной и народом. У многих предпринимателей-старообрядцев затраты на общественные нужды составляли около трети получаемой прибыли (Коробкова, Ю. Корпоративная культура русского купечества как образец ведения социально ориентированного бизнеса /Ю. Коробкова // Теоретическая и прикладная экономика. 2015. -№ 3.-С.1-15). Практически все предприниматели-старообрядцы при своих предприятиях строили жилые казармы, больницы, богадельни, школы, профессиональные училища.

Наиболее состоятельные старообрядцы, купцы и промышленники, своими капиталами помогали развитию отечественной культуры, передавая крупные суммы денег на строительство и организацию театров, музеев, библиотек и научных исследований. О подобной деятельности старообрядцев в обеих столицах и в провинции России имеется обширная литература (Бурышкин, П. Указ, соч. — С.28-36; Леванов, Б. Российские меценаты и благотворители 19-20 вв. / Б. Леванов, Г. Орчакова. — М., 2010; Тихомиров, А.М. Десять великих меценатов Ивановской земли /А.М. Тихомиров. — Иваново, 2015; Кузьмичев, А. Русские миллионщики. Семейные хроники /А. Кузьмичев, Р. Петров. — М., 1993; Боханов, А.Н Коллекционеры и меценаты в России /А.Н. Боханов. — М., 1989). Вся эта деятельность предпринимателей — старообрядцев осуществлялась не под нажимом государственной власти и не за счет инвестиций из государственного бюджета, как это принято в настоящее время говорить, а по велению сердца и души, служения Богу и народу.

Среди представителей российского предпринимательства (64 % их численности были выходцы из семей старообрядцев) авторитет старообрядцев был очень высок практически во всех нишах экономики России. Их деловая этика повлияла на принятие в 1912 году документа «Семь принципов ведения дел в России». Эти принципы являлись своеобразным кодексом чести предпринимателей, их содержание было следующим:

  1. уважай власть;

2. будь честен и правдив;

3. уважай право частной собственности;

4. люби и уважай человека;

5. будь верен своему слову;

б. живи по средствам;

7. будь целеустремленным.

Конечно, нельзя идеализировать уклад хозяйственной жизни предпринимателей- старообрядцев. Что касалось организации труда на фабриках, то она выглядела следующим образом. Рабочий день на шелкоткацких фабриках А.Л, Зимина осуществлялся 24 часа, только с 1897 года он был ограничен 11,5 часами с обязательным воскресным днем (на предприятиях Рябушинских рабочий день составлял 9 часов). Начинался рабочий день на фабриках Зимина с 4 часов утра и длился до 8 часов вечера с двумя перерывами по часу для организации питания рабочих. Рабочим запрещались прогулы и сквернословие, появление в нетрезвом виде, курение в помещении фабрики. Строгими были правила быта в фабричных жилых помещениях — за все нарушения взимались штрафы при относительно невысокой зарплате рабочих.

При всем этом в помещениях была хорошая вентиляция, отопление и электрическое освещение. Большое внимание уделялось чистоте в фабричных и жилых помещениях. Питание в столовой было организовано раздельно для мужчин и женщин, соответственно ассортимент блюд был также различным. На фабриках Прохоровых для постоянных рабочих полностью осуществлялось их социальное обеспечение (пенсии, бесплатное медицинское обслуживание). В технологическом училище, открытом Прохоровыми, талантливым ученикам выплачивалась стипендия, а также их дополнительно обучали бухгалтерии, музыке и иностранным языкам. Учитывая социальную обеспеченность рабочих со стороны хозяев-старообрядцев на фабриках, рабочие и служащие трудились на них целыми династиями, что способствовало процветанию семейного династического бизнеса их предпринимателей? (Коробкова, Ю. Указ. соч).

Возрождение рыночной экономики в современной России потребовало осмысления содержания и принципов деловой этики российского предпринимательства в прошлом. Это нашло отражение в «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятом

на VIII Всемирном Русском Народном Соборе в феврале 2004 года. В нем были определены «десять заповедей хозяйствования», которых должен придерживаться православный предприниматель:

— не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны;

— богатство — не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа; — культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике;

— человек — не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития;

— государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб;

— хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности;

— работа не должна убивать и калечить человека;

— политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым;

— присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе;

— в конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты;

— нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.

В «Декларации о правах и достоинстве человека», принятой в апреле 2006 года на X Всемирном Русском Народном Соборе, отмечалось: предприниматель должен осознавать в своем деле, что честным трудом, предоставляя обществу продукты или услуги, он тем самым проявляет уважение к Творцу.

В настоящее время представителями делового сообщества РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) принята Хартия корпоративной и деловой этики, которая опирается на традиции российского предпринимательства и главные этические православные принципы. Центральное место среди них занимает положение об этической мотивации: «прибыль выше всего, но честь превыше прибыли». Прибыль значима только тогда, когда обеспечена честью и совестью.

ИСТОЧНИК: Старообрядцы в социально — экономической истории 17 — 21 века. В.П Столбов

Чтобы не пропускать интересные новости и статьи Подписывайтесь на канал ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен и в группу ПОНОМАРЬ в Контакте или Твиттер ((28) Одноклассники ПОНОМАРЬ

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь