О «святых» лестовках, подручниках и сарафанах. Что же главное в нашей вере?

Один наш староообрядческий клирик, относительно известный, удивил меня в беседе словосочетанием «святая лестовка». Мы, христиане, святость относим в первую очередь к Богу: прилично и достойно говорить о Святой Церкви, Святом Евангелии, Святом Храме, Святой Литургии. Но где эти границы святости? Посвящены ли лестовка, подручник, подсвечник, молитвенная одела) а (сарафан, кафтан) или какие-то подобные им вещи Богу, или они всего лишь молитвенные принадлежности? Некоторые начинают лестовки и подручники освящать, вот и возникает параллель: освящено — значит, святое. Да, и лестовки, и подручники употребляются для молитвы, но ведь при земном поклоне и те, и другие кладутся на землю, а некоторые даже и наступают на них по неосторожности или из-за скопления людей в храме. А святыню, как всем известно, давать на попрание грех. И получается, мы вводим людей в грех, освящая нужные в молитве и службе Богу предметы. А некоторые при изготовлении лестовок украшают их изображением Креста или образами святых, что тем самым превращает лестовку в икону и, соответственно, лишает человека с такой лестовкой в руках возможности совершать полноценный земной поклон. Да, при земном поклоне, когда он один, христианин должен стараться лестовку положить на подручник, прикрыв ладонями, но когда земной поклон не один, то это гораздо сложнее, особенно на постных службах…

Еще аргумент к недостойности священных изображений на лестовке: лестовку мы держим ниже пояса, и она соприкасается с одеждой, которую мы стираем в одной и той же стиральной машине с прочими, иногда погаными вещами.


И даже вот какой вопрос: допустимо ли лестовку со священными изображениями класть в карман? А ведь лестовка должна в идеале быть нашим постоянным спутником и напоминать нам о молитве. Получается, что придется иметь несколько лестовок: одна всегда с нами, простая, а другая — парадная, похвастаться ей в храме.


Есть и еще интересная сакрализация: некоторые возбраняют женщинам в дни очищения одевать сарафаны. Правильно ли это? Сомневаюсь. Да, женщины в эти дни в храм не входят, но стоят у порога и молятся, приводят детей в храм ко причастию, и что, им нельзя сарафан надевать? Весьма сомнительно. Сразу вспоминается рассказ из святого Евангелия от Марка, 21 зачало, об исцелении кровоточивой, как женщина «сущи в точении крове» «прикоснуся ризе» Господа нашего Исуса Христа. Разве Господь сказал ей:

«Ты нечиста, как смеешь ты ко мне прикасаться?» Нет, Христос ей сказал: «Дщи, вера твоя спасе тя, иди в мир, и буди цела от раны твоея».

На самом деле, надо признать,, что сейчас старообрядчество довольно в сложном положении. В Церковь пришло довольно много неофитов, и они принесли с собой много интересного не только из мира, но и из синодальной церкви. Нас атакует тяжкий дух «матронушек» и «Серафимушек». Этот дух приносит с собой всякие «благословлённные» маслица, камушки с могилочек и прочие околоцерковные суеверия, сквозь которые иногда тяжело узреть Христа и Его веру во всей ее простоте и истине. И дерзновенное стремление соблюсти в полноте все эти «святые» лестовки и подручники, сарафаны и кафтаны закрывает нам любовь к Богу и через Бога любовь к окружающим нас христианам.
Мы тратим уйму времени на сарафаны и кафтаны, составили целое «богословие подручников», но не можем найти времени на чтение Святого Писания. Мы готовы предавать анафеме и проклинать людей, если они подарили лестовку еретику или просто оправдывают простое, немолитвенное общение с еретиками.


Мы забываем, что главное в нашей вере — это наша любовь к Богу. А как мы можем любить Бога, если готовы проклинать таких же, как мы сами, христиан? Мы не умеем отличать грех от человека и ересь от еретика.
Если ты согрешил, то тебя нельзя называть добрым человеком. Давайте остановимся и вспомним, что только Бог безгрешен. А мы все не без греха. А раз все мы грешники, то забываем, что право судить есть только у Бога. И что только Бог — источник святости. Да, святы храмы Божии, но мы ведь заходим в них и ногами их попираем. Да. свято Святое Евангелие, но некоторые наши маститые протопопы им чтецов бьют по голове! Господь Исус Христос в Святом Евангелии нам открыл, что «субота человека ради бысть, а не человек суботы ради» (10-е зачало).

Вера и духовная жизнь не заключаются в строгом исполнении традиций и правил. Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, — на таковых несть закона (Послание к Галатом апостола Павла, зачало 213).
И это мы хотим заменить строгим исполнением наших традиций и правил? Святой Василий Великий пишет, что Господь «закон дал ecu в помощь» (Чин литургии Василия Великого).


Традиции и предания нам нужны, мы ими живём, но они даны нам нашими предками в помощь и не должны заслонять нам главное в нашей вере. А что главное в нашей вере? Вспомним заповеди: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим, и ближняго своего яко сам себе».
Вот, что главное! А мы за лестовку, которую кто-то подарил еретику, посылаем в геену и предаём проклятию.

Автор: иерей Глеб Бобков

ПОНОМАРЬ в Контакте

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь