Ответ на очевидный, казалось бы, вопрос ищет публицист-религиовед Дмитрий Урушев. Два года назад издательство ЭКСМО заказало мне книгу, название которой говорит само за себя, «Что такое старообрядчество?» Книга давно написана, но, к сожалению, до сих пор не издана. Предлагаю читателям ознакомиться с главой, отвечающей на вопрос, заявленный в ее названии.

В 1996 году составители знаменитого словаря «Старообрядчество» С.Г. Вургафт и И.А. Ушаков писали: «Старообрядчество как религиозное, историческое и культурное явление – это необозримое поприще для исследования, явно превосходящее возможности авторов. Это чрезвычайно сложное явление, которое объединяет под одним названием и истинную Церковь Христову, и тьму заблуждений. Это также весьма закрытый мир, в котором в силу устоявшихся обычаев не любят делиться информацией».

Спустя двадцать лет, я попробовал по-своему ответить на вопрос: что такое старообрядчество?
Главный вопрос, на который отвечает эта книга: что такое старообрядчество?
Кто такие старообрядцы, староверы, древлеправославные христиане?
Интерес к ним неизменно силен. О старообрядцах часто рассказывают газеты, журналы и телевидение. Много пишут о них и в интернете.

Устойчивый интерес к староверию появился в XIX веке. Старообрядчество привлекало писателей, художников, композиторов, ученых и политиков. В нем видели не только славное прошлое, но и блестящее будущее нашей родины, залог ее процветания, благополучия и величия.

В XIX столетии староверов вывели на страницах книг классики русской литературы Федор Михайлович Достоевский, Николай Семенович Лесков, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Павел Иванович Мельников, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев. Художник Василий Иванович Суриков написал по сюжетам старообрядческой истории знаменитые картины «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни».
В начале ХХ века председатель Совета министров Сергей Юльевич Витте признавал, что старообрядцы «всегда составляли элемент наиболее консервативный, наиболее преданный своему царю и родине».

В то же время, к слову, была оценена любовь староверов к древним книгам и иконам, признана их огромная заслуга в сохранении наследия Святой Руси. К примеру, известный архитектор Алексей Викторович Щусев писал, что старообрядцы «были большими консерваторами в искусстве. В своих скитах и церквах они сохранили много образцов иконописи, которые, в противном случае, могли безвозвратно погибнуть. Это большая объективная заслуга старообрядцев».

Церковный раскол, пожалуй, одна из самых изученных и освещенных тем русской истории. Об этом написаны сотни книг и тысячи статей. О древлем православии поныне много пишут и говорят, но занимаются этим все больше ученые и сами староверы. Хотя, к сожалению, не каждый старообрядец может внятно объяснить суть своей веры.

Что такое старообрядчество?
публицист религиовед Дмитрий Урушев

Первоначально нововеры объявили старообрядцев врагами Церкви и государства и назвали бранными словами «раскольники», «раскольщики», «ханжи» и «воры»

Нельзя забывать: в России десятилетиями отсутствовало духовное образование. Коммунистическая власть не одобряла интереса граждан Советского Союза к религии. Выросли поколения, ничего не знающие о Боге и вере.

Поэтому, как днище корабля обрастает ракушками, так и старая вера обросла слухами, домыслами. Пора счистить их и внятно ответить на вопрос: что такое старообрядчество?
Это историческая и культурная совокупность обществ верующих, постаравшихся неизменно сохранить православие в том виде, в каком русские приняли его от греков в Х столетии.
Основа староверия – Библия, священная для каждого христианина книга. Старообрядцы веруют в Триединого Бога, Пресвятую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Веруют в Спасителя рода человеческого Господа Исуса Христа, Истинного Бога и Сына Божьего. Православное вероучение изложено в Символе веры, постановлениях семи вселенских соборов и писаниях святых отцов.

Эта вера и русская, и греческая, византийская. Поэтому старообрядчество еще называют старой верой и древлим православием. «Древлий» по церковнославянски значит «древний, старый».

Древлее православие – вера Владимира Великого, Александра Невского, Сергия Радонежского и множества святых, просиявших на нашей земле. Эта вера была на Руси до середины XVII века, до церковных нововведений царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.
Они произвели раскол Церкви, ввели новые богослужебные обряды — прежде их не было ни на Руси, ни в Византии.
Последователей Никона, принявших эти обряды, староверы называют новообрядцами или никонианами. Новые обряды использует самая многочисленная в современной России Церковь – РПЦ, возглавляемая патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым).

Интерес и сочувствие к староверам, признание их заслуг в сохранении русских древностей появились не сразу.
Сначала никониане объявили старообрядцев врагами Церкви и государства, назвав бранными словами «раскольники», «раскольщики», «ханжи» и «воры».

Духовные и светские власти царской России преследовали и жестоко карали староверов. Проклятия были наложены на старые обряды и их приверженцев.
Отношение на время смягчилось при императрице Екатерине II. В 1783 году она запретила употреблять в документах и в разговорах слово «раскольник».
Тогда же введено наименование «старообрядцы». Со временем оно прижилось и теперь используется староверами.

Но новообрядцы до сих пор называют староверов «раскольниками», хотя таковыми являются последователи Никона, изменившие веру и обряды и отпавшие от Церкви. На царе и патриархе лежит несмываемый грех раскола и ответственность за невинно пролитую кровь мучеников и исповедников, пострадавших за древлееправославие.
С середины XVII столетия русский народ разделен на старообрядцев и новообрядцев, на гонимых и гонителей.
Власть, последовав за Никоном, как бы отрубила государству правую руку, выколола правый глаз: оттолкнула от себя, объявив врагами, мятежниками и па-сынками лучших русских людей.

Писатель Лидия Чуковская сравнивала положение староверов в царской России (при Николае I) с положением евреев в гитлеровской Германии: «Быть может, Николай I истребил бы “раскольников”, как фашисты ервеев. Но у него не было на это сил: автоматов, извести, экскаваторов, роющих рвы… У него не было газет и радио, долбящих в голову обывателя каждый день одно и то же. Что остановит, что прервет эту цепь зла?» Но неверно сводить смысл старой веры лишь к противопоставлению ее новообрядчеству. Причина разделения старообрядцев и никониан не сводится только к исторической памяти или злопамятству. Причина глубже и важнее.

Староверы интересны не только тем, чем они отличаются от никониан. Они особенно ценны тем, что сохранили неповрежденное православие, древние обряды, старорусское благочестие.

Старообрядчество – голос Святой Руси, доходящий до нас сквозь века.
Вслушаемся и сквозь гул столетий различим голоса предков.

публицист-религиовед Дмитрий Урушев

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь