Чингисхан. Поиски потомков Великого монгола ИСТОРИЯ ТУВЫ

Чингисхан. Поиски потомков Великого монгола

Чингисхан. Поиски потомков Великого монгола. Имя Ильи Артемьевича Захарова-Гезехуса известно не только биологам, а его статьи и выступления в средствах массовой информации всегда привлекают широкую общественность, так как в них он рассказывает о тайнах генов и достижениях современной генетики в доступной форме.

Несмотря на множество научных регалий и членство в Российской академии наук, Илья Артемьевич — очень скромный и простой человек, интересующийся помимо своего основного ремесла вопросами истории, этнографии, изобразительного искусства, литературы и религиоведения. Вся многогранность его личности отражается и на содержании его многочисленных научно-популярных произведений. Особого внимания заслуживает последняя книга автора, которую он написал после многолетних исследований генетического состава населения Тувы и Алтая.

Интерес к Азии возник у автора еще в далеком детстве, когда он в годы войны вместе с мамой, искусствоведом, сотрудником Эрмитажа, жил в Китайском дворце в Ораниенбауме под Ленинградом — это был единственный из пригородных дворцов, не разрушенных немецкими оккупантами. Будучи десятилетним мальчиком, он был поражен красотой китайского фарфора, хранившегося в запасниках музея.

Затем было увлечение китайской и индийской культурой, философией буддизма и мировоззрением Сарвепалли Радхакришнана. Поэтому дальнейшие путешествия Ильи Артемьевича по просторам Азии представляли собой не только сборы исследовательского материала, но и погружение в атмосферу особой культуры, обычаев и быта, знакомство со сказочной природой, но и как замечает сам автор, поиск «своей Шамбалы». Не случайно в книге рассказ об особенностях генотипов азиатских популяций человека сопровождается красочными описаниями тувинской земли, столица которой находится в географическом центре Азии.

История изучения потомков Чингиз-хана началась с публикации целого коллектива ученых в American Journal of Human Genetics («Американском журнале генетики человека»), в которой высказывалось предположение о том, что Великий монгол оставил после себя около 16 миллионов потомков, проживающих на территории от Желтого до Каспийского моря. Выдвинуть подобную гипотезу позволил анализ Y-хромосом мужчин монголоидной расы.

Как известно, только эта хромосома передается по мужской линии — от отца к сыну, затем внуку и так далее. Мужчины, принадлежащие к разным народностям или родам, несколько отличаются составом ДНК в Y-хромосоме, то есть обладают определенным генетическим кодом, сравнимым, например, со штрих-кодом различных товаров в магазине. Американские генетики обнаружили характерную вариацию Y-хромосомы у представителей 16 народностей, проживающих на огромной территории и составляющих в общей сложности 16 миллионов человек.

Используя генетические методы, было рассчитано, что годы жизни «прародителя» этих народов совпадают со временем жизни Чингисхан (1162—1227), а распространение данной вариации совпало с территорией, завоеванной Великим монголом и его потомками.

К сожалению, из поля зрения авторов упомянутой статьи выпало тюркоязычное население территории современной России. Восполнить этот пробел сумел И. А. Захаров-Гезехус, который изучил Y-хромосомы у калмыков, ногайцев, бурятов, алтайских казахов, тувинцев, хакасов, якутов, эвенов и эвенков, то есть тех народов, которые жили на территории Монгольской империи. Достаточно оригинальным оказался биологический материал, собранный для анализа, это были волосы с волосяными луковицами, из которых в дальнейшем выделялась ДНК. Процесс сбора и обработки материалов напоминал тончайшую работу ювелира, с которой успешно справились ученые из Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН.

Действительно ли найденная среди монголоидов вариация Y-хромосомы принадлежала к роду Чингисхан? Этот вопрос долго волновал исследователей, и на него нельзя было дать однозначный ответ. Но разгадка происхождения тайного кода все-таки нашлась, и для этого вообще никуда не нужно было выезжать. Обладателем «уникального генотипа» оказался ученый секретарь Института общей генетики Серикбай Абилев. Полученные результаты были ошеломляющими, они и пролили свет на тайну найденной среди разных народов вариации Y-хромосомы.

Книга еще раз ярко продемонстрирует, что поиск научной истины сродни работе опытного детектива. Никогда не знаешь, где и когда начнется раскрытие чего-то загадочного и тайного. И никогда не догадаешься, к чему выведут тебя собранные факты. А самый лучший детективный роман даже после прочтения оставит в тайне имя убийцы, что также характерно для книги Захарова-Гезехуса: перед читателями возникает несколько версий, объясняющих происхождение данной вариации у азиатских этносов. И заходит все так далеко, что сам начинаешь подозревать о наличии у себя «хромосомы чингизидов», что вполне совпадает с приведенными в книге примерами предполагаемых потомков «великого завоевателя» среди русского населения.

Особую атмосферу книге придают главы «Лошади Чингисхан» и «Собаки Монголии и Тувы». Автор рассказывает нам об особой породе алтайских чубарых лошадей с характерными черными пятнами на белой коже, напоминающими окраску леопарда. Кони именно такой масти подбирались для гонцов Чингисхан.

Описываемые в книге тувинские овчарки достаточно мало известны европейским кинологам. С древних времен кроме функций пастухов и сторожей, местным собакам приходилось выполнять еще и своеобразную роль людоедов, а точнее трупоедов. В Монголии, как и в Туве, всех умерших не предавали земле, а отвозили в степь на съедение птицам и зверям. Если же труп долго оставался несъеденным, это означало, что высшие силы гневятся на покойного.

Не случайно для тувинцев собака считается сакральным животным, так же как и лошадь. Даже в новую колыбель ребенка местные жители сначала укладывали собаку, чтобы она изгоняла нечистую силу. К сожалению, на протяжении многих десятилетий происходило истребление тувинской овчарки. Причины, приведшие к такому положению дел, автор книги пытается объяснить, используя воспоминания местных тувинцев. Захаров-Гезехус сам неоднократно выступал на кызыльском радио и телевидении с призывами сохранить уникальную породу тувинской овчарки. Только благодаря энтузиастам порода была восстановлена в Москве и реинтродуцирована на историческую родину.

Чтение книги вызывает удивление, как автору удалось «соединить» в книге все вместе: людей, лошадей, собак… А может быть, такая связь тянется уже тысячелетиями? Возможно, это единение человека с природой — и есть ключ к пониманию тайны загадочной азиатской души. Данная работа Ильи Артемьевича ценна не только открытием для читателей новых сведений по генетическому составу популяций, в большей степени населяющих территорию Тувы. Это своеобразная иллюстрированная «энциклопедия» (книга содержит тридцать цветных рисунков и фотографий) истории и быта местного населения. Автор, познав мудрость великого народа, искренне полюбил тувинцев.

«Меня восхищают тувинские женщины, — пишет Захаров-Гезехус, — несколько из тех, с кем я познакомился, проявляют в науке или в литературе выдающиеся способности, отличаются завидной настойчивостью и целеустремленностью, позволившими им преодолевать всякие житейские трудности. Честь и хвала им!» (с. 78).

Такое бережное и трепетное отношение к народностям делает для сохранения их традиций и обычаев гораздо больше, чем административные и законодательные меры. Когда во всем мире многие мелкие народы теряют самоидентификацию, утрачиваются основы национальной культуры, так актуально звучат слова Ильи Артемьевича: «Тува — один из немногих регионов России, где имеет место естественный прирост населения. Оскуднение этому народу не грозит» (там же), «Могу сказать, что у тувинцев древняя и богатая история и, я надеюсь, превосходное будущее» (там же).

 

Новые исследования Тувы

Читать статью в PDF

Понравилась статья ОЦЕНИ!!!
( Пока оценок нет )
Расскажите о ней друзьям!!!
ПОНОМАРЬ