бороду, брадобритие, староверам, обычай Святоотеческое

Почему носить Бороду нужно

Общеизвестным внешним признаком старовера-мужчины является борода и, часто, даже ”не окуль­туренная”. История ярко свидетельствует о том, сколько пришлось претерпеть нашим Благочестивым предкам за право носить бо­роду. Чего стоят только петровские гонения, бородовые знаки, двойные оброки за ноше­ние бороды и многое другое.
В современном Обществе, где наличие или отсутствие растительности на лице дик­туется лишь веяниями моды или вкусом владельца, бородачи обычно воспринимаются как некий чудаки, которым лень следить за собой.

Между тем, как это ни удивит на­ших современников, обычай носить бороду имеет глубокий, даже религиозный смысл и определен во многих книгах Св. Писания и Предания. Мы надеемся, что ознакомившись лишь с некоторыми выдержками из них, скеп­тики по другому взглянут на Обладателей этого признака мужской красоты и достоин­ства.
Кстати, во многих местах, где говорит­ся о не стрижении бороды, упоминается так­же и о недопустимости мужчинам отращи­вать длинные волосы.

Библия, Левит, гл.19, ст.27: ”Не сотворите Обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших-” Библия, Книга 2-я Царств, гл.10,ст. 1: ”И бысть по сих, и умре царь сынов Аммоних, и царствова сын его Аннон вместо его. И рече Давыд: сотворю милость со Ан­ионом сыном Иаасовым, имже образом со­твори отец милость его со мною. И посла Давыд утешити его рукою рабов своих о отце его; и приидоша отроцы Давыдовы в землю сынов Аммоних.

И реша старейшины сынов Аммоних ко Аннону господину своему: еда прославления ради отца твоего пред тобою посла к тебе Давыд утешители; не да испы­тают ли град, и соглядают его, еже разру­шить его, посла Давыд рабы своя к тебе? И взя Аннон отроки Давыдовы, и остриже по­ловину брад их, и обреза одеяния их полови­ну даже до чресл их, и отпусти их.  И возвестиша Давыду о мужех, и посла в сретение им, яко беша мужи тыя обезчещени зело(!).

И рече царь: седите во Иерихоне, дондеже возрастут бради ваша, и возвратитеся.” Пост. св. апостол, книга 1-я, стр. 6-7: ”Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не Обнажайте, говорит Закон, бо­род ваших. Ибо сие (быть без бороды) Со­здатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал непристойным. Ты же, Обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся Закону мерзок Будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему.” Св. Спифания Кипрскаго, ч. 5, гл.7: «Что хуже и противнее этого?

Бороду образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских слово Божие и учение предпи­сывает, чтобы не портить ее, то есть не стричь волос на породе, но и не носить длин­ных волос, подобно блудницам.” Никон черныя горы, сл. 37, л. 284: ”(По) проповеди апостольстей, муж бо рече не должен есть растити власы, образ и слава Божия сый. Злейше еже и сопротивное инии творяще, краду стригут.

В заповедех апостольских глаголет Божественое слово: не тлити образ брады ради… Глаголет же (апо­стол), аще кто сопротивен мнится быти, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церк­ви Божия, изведе убо таковая делающих и творящих и волю во преносящих, от степени апостольскаго и от Божия Церкве.” Св. Кирилла Александрийскаго, ч. 2, стр.
351:
«Так например запрещает остригать, по подобию других, головы и, для обезображе­ния лица, брить бороду.” Св. Исидора Пилусиота, ч. 1, стр. 260, письмо 463 к Дионисию млад.:

«Весьма печалит меня, что слышу о тебе, будто бы не соревнуешь отцеву целомудрию, но подвергаешь себя чуждому для вас позору, лишив лице свое естественного цвета величавости, и преобразив в нечто более подобное лицу женскому.

А это не что иное значит, как укоряет создавшего. Ибо, если отказываешься от чести, самым временем придаваемой совершеннолетию, то показываешь сим, что упорно стараешься быть лучше несовершеннолетним, и намерен, не мужем стать, но быть и казаться каким-то сомнительным скопцем.” Блаж. Феодорита, ч. 1, стр. 183: ”У эллинов было в обычае не Обстри­гать волосов на голове у детей, но отращать их, и со’ временем посвящать демонам. Имели также обычай брить боро­ды.”

Греческая Кормчая, 6-го Вселенс­кого Собора правило 96, от толкования Зонары: «Чтобы волосы
казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми или золотистыми, для сего подкрашивают.

Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природ­ные волосы. Так ныне по большей части располагают и убирают волосы на голове; а по отношению к бороде поступают совер­шенно наоборот: ибо как только у кого по­явится юношеский пушок, тотчас Сбривают его, чтобы не перешел в волос, но чтобы бросалась в глаза гладкость их лица, и они, так сказать, могли бы уподобляться женщинам, и казаться нежными.

А у кого с течением времени волоса на Бороде растут уже постоянно, те, чтобы не носить длинной во роды, хотя и не употребляют бритвы, но вместе того, раскалив на угольях кусок че­репка, подносят его к бороде и выжигают им все длинные волосы на породе, а оставляют их в такой мере, чтобы казалось, будто волос едва начинает пробиваться, и чтобы мужчины, достигшие уже зрелого возраста, походили на юношей, у которых в первый раз показывается борода. А это делается не у простых только людей, но и у людей высшего состояния. Почем это зло, распростра­нившись, сделалось всенародным, и, как ка­кая-нибудь эпидемическая болезнь, заразив­шая носящих Христово имя, пожирает почти всех?

И это делается несмотря на то, что божественная и древнейшая заповедь гово­рит во Второзаконии: не сотворите обстрижения кругом от влас ваших, ниже бреете брад ваших. И великий Павел говорит: муж аще власы растит, безчестие ему есть (1-е Коринф., 11, 14). И так отцы сего Собора отечес­ки наказывают де­лающих то, о чём они выше сказали, и подвергают отлу­чению”. Номоканон, прав. 174, лист 702 на об.: «Матфей же в девятой главе, третияго стиха, возбраняет верным украшати се­бе,или власы брады стрищи, и вапсати (кра­сить) власы, или плести власы главы своея.

Неповинующихся же ся отлучати повелева­ет: се же приводит от правила девятьдесят шестаго, шестаго Собора, иже в Трулле”. Кормчая, глава 47, лист 388 на об.: «Что же о пострижении брады; не писа­но ли есть в законе, не постригайте брад ваших? Се бо женам лепо, мужем же не подобно: создавыи Бог судил есть, Моисеови бо рече, постризало да не взыдет на брады ваши, се бо мерзость Господови: ибо от Константина царя кавалина и еретика суща, се узаконено есть; на том бо вси знаяху, яко еретическия слуги суть, им же брады постризаны (отсутствие бороды — признак принадлежности к его ереси).

Вы же се творяще человеческаго ради угодия, противящеся закону, ненавидими будете от Бога, создавшаго вас по образу Своему. Аще убо хощете Богу угодити, от всего того отсту­пите, его же той ненавидит, и ничтоже неугоднаго Ему не творите”.

Вот лишь немногая часть свидетельств нетерпимого отношения Церкви к брадобритию и ращению мужчинами волос.
Родоначальниками таких порочных обычаев предание называет римского папу Пет­ра гугнивого и еретика-иконоборца царя Кон­стантина кавалина. В Книге о вере (гл. 28) говорится: ”К сему же и сие безумие запад­ных мнимых духовных восполхяну о оголении усов и брад. Тому началника поведают Пет­ра гугниваго папежа. А в царех Константи­на кавалина еретика, иконоборца, иже обезумившеся, Богом созданную в первом человеце губят, и проказят лица своя, евнухом подобящеся”.
О Константине мы уже упомянули выше.

О том же, как папа Петр гугнивый ввел брадобритие, история передает занимательную повесть: папа Петр по прозвищу «гугнивый”, несмотря на свой сан, страстно увлекся од­ной женщиной, которая ему поставила условие, что пойдет навстречу его Блудной стра­сти, если он сбреет бороду. Петр, забыв обо всем, увлекаемый порочной страстью, вы­полнил это условие, но та женщина лишь высмеяла бритого папу и взаимностью так и не ответила. Тогда Петр гугнивый, приидя в себя, стал думать, как ему оправ­даться перед паствой и не быть разоблаченным. Насыпая в уши просо, он приручил голубей садиться себе на плечи.

Однажды он призвал к себе в приемный зал все высшее духовенство римской церкви и приказал от­крыть окна. Прирученные голуби влетели и, по-привычке, на глазах у изумленной публики, сели на плечи и голову бритому папе. «Слышите, братие и чада моя церковная,  Обратился к ним папа, — яко хочу вам глаголати мирную любовь, яже откровена мне смиренному, о вашем спасении.

Посла Бог Ангела Своего ко мне с сею епистолиею (вестию, письмом) в голубине Образе, и рече ми, аще хощеши, ты и чада твоя, быти яко Ангели, и у престола Божия стояти, остризите си брады, понеже (потому что) Ангели без брад предстоят у престола Божия. И аз, чада моя, повеленное ми от Бога сотворих. И вы, чада моя, такоже сотворите, якоже и аз, да достойни будем Ангельскому чину”. «Они же слышавше, и вземше бритвы брады своя остригоша вскоре. Видев же папа себе не обличена, и возрадовася радостию великою. Тоя же вы и до днесь держитеся прелести, понеже жена посрамила есть вас, и бреете брады своя подпупия ради женскаго”, — Обращаясь к латыням-брадобридцам, колоритно, но справедливо заканчивает пове­ствование летописец.

Закончим, на наш взляд исчерпываю­щее исследование беззаконности брадобрития поучительной цитатой о том, как даже Обритый козел и тот досады ради сам себя убил, из послания преподобного Максима Грека царю Иоанну Васильевичу ”О еже не брити брады»: «Суетен убо воистину и безумен извет латинский, показаше бо ся и безбо­род, невоздержно тщеславящеся. явственне убо обличаем бывает, яко гнушающеся, сице честное украшение, дарованное от Создате­ля мужу, бреют е.

И яко не точию словесному естеству человеков, но еще и безсловесному даровася сицев благолепный образ. Услышим внятно. Некоего слышал есмь поведавше мне: се самовидне, яко играющий неции, отсекоша браду некоего козла добробрадна зело; и той не стерпев сицевы доса­ды, самого себе убил до смерти, вия вез милости главу свою к земли. Уразумеем, коль честно и любезно есть бородное укра­шение и безсловесному животну, аз же сло­весен сын гнушаюся ея. Оле студа и безумия моего! Но сие убо сицево”.

Взято с журнала  «СТАРАЯ  ВЕРА» сентябрь 2006 (7515) г.

Больше статей на нашем канале Яндекс.Дзен

Понравилась статья ОЦЕНИ!!!
( Пока оценок нет )
Расскажите о ней друзьям!!!
ПОНОМАРЬ