Почему носить Бороду нужно
Общеизвестным внешним признаком старовера-мужчины является борода и, часто, даже ”не окультуренная”. История ярко свидетельствует о том, сколько пришлось претерпеть нашим Благочестивым предкам за право носить бороду. Чего стоят только петровские гонения, бородовые знаки, двойные оброки за ношение бороды и многое другое.
В современном Обществе, где наличие или отсутствие растительности на лице диктуется лишь веяниями моды или вкусом владельца, бородачи обычно воспринимаются как некий чудаки, которым лень следить за собой.
Между тем, как это ни удивит наших современников, обычай носить бороду имеет глубокий, даже религиозный смысл и определен во многих книгах Св. Писания и Предания. Мы надеемся, что ознакомившись лишь с некоторыми выдержками из них, скептики по другому взглянут на Обладателей этого признака мужской красоты и достоинства. Кстати, во многих местах, где говорится о не стрижении бороды, упоминается также и о недопустимости мужчинам отращивать длинные волосы.
Библия, Левит, гл.19, ст.27: ”Не сотворите Обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших-” Библия, Книга 2-я Царств, гл.10,ст. 1: ”И бысть по сих, и умре царь сынов Аммоних, и царствова сын его Аннон вместо его. И рече Давыд: сотворю милость со Анионом сыном Иаасовым, имже образом сотвори отец милость его со мною. И посла Давыд утешити его рукою рабов своих о отце его; и приидоша отроцы Давыдовы в землю сынов Аммоних.
И реша старейшины сынов Аммоних ко Аннону господину своему: еда прославления ради отца твоего пред тобою посла к тебе Давыд утешители; не да испытают ли град, и соглядают его, еже разрушить его, посла Давыд рабы своя к тебе? И взя Аннон отроки Давыдовы, и остриже половину брад их, и обреза одеяния их половину даже до чресл их, и отпусти их. И возвестиша Давыду о мужех, и посла в сретение им, яко беша мужи тыя обезчещени зело(!).
И рече царь: седите во Иерихоне, дондеже возрастут бради ваша, и возвратитеся.” Пост. св. апостол, книга 1-я, стр. 6-7: ”Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не Обнажайте, говорит Закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал непристойным. Ты же, Обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся Закону мерзок Будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему.” Св. Спифания Кипрскаго, ч. 5, гл.7: «Что хуже и противнее этого?
Бороду образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть не стричь волос на породе, но и не носить длинных волос, подобно блудницам.” Никон черныя горы, сл. 37, л. 284: ”(По) проповеди апостольстей, муж бо рече не должен есть растити власы, образ и слава Божия сый. Злейше еже и сопротивное инии творяще, краду стригут.
В заповедех апостольских глаголет Божественое слово: не тлити образ брады ради… Глаголет же (апостол), аще кто сопротивен мнится быти, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия, изведе убо таковая делающих и творящих и волю во преносящих, от степени апостольскаго и от Божия Церкве.” Св. Кирилла Александрийскаго, ч. 2, стр.
351:
«Так например запрещает остригать, по подобию других, головы и, для обезображения лица, брить бороду.” Св. Исидора Пилусиота, ч. 1, стр. 260, письмо 463 к Дионисию млад.:
«Весьма печалит меня, что слышу о тебе, будто бы не соревнуешь отцеву целомудрию, но подвергаешь себя чуждому для вас позору, лишив лице свое естественного цвета величавости, и преобразив в нечто более подобное лицу женскому.
А это не что иное значит, как укоряет создавшего. Ибо, если отказываешься от чести, самым временем придаваемой совершеннолетию, то показываешь сим, что упорно стараешься быть лучше несовершеннолетним, и намерен, не мужем стать, но быть и казаться каким-то сомнительным скопцем.” Блаж. Феодорита, ч. 1, стр. 183: ”У эллинов было в обычае не Обстригать волосов на голове у детей, но отращать их, и со’ временем посвящать демонам. Имели также обычай брить бороды.”
Греческая Кормчая, 6-го Вселенского Собора правило 96, от толкования Зонары: «Чтобы волосы
казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми или золотистыми, для сего подкрашивают.
Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы. Так ныне по большей части располагают и убирают волосы на голове; а по отношению к бороде поступают совершенно наоборот: ибо как только у кого появится юношеский пушок, тотчас Сбривают его, чтобы не перешел в волос, но чтобы бросалась в глаза гладкость их лица, и они, так сказать, могли бы уподобляться женщинам, и казаться нежными.
А у кого с течением времени волоса на Бороде растут уже постоянно, те, чтобы не носить длинной во роды, хотя и не употребляют бритвы, но вместе того, раскалив на угольях кусок черепка, подносят его к бороде и выжигают им все длинные волосы на породе, а оставляют их в такой мере, чтобы казалось, будто волос едва начинает пробиваться, и чтобы мужчины, достигшие уже зрелого возраста, походили на юношей, у которых в первый раз показывается борода. А это делается не у простых только людей, но и у людей высшего состояния. Почем это зло, распространившись, сделалось всенародным, и, как какая-нибудь эпидемическая болезнь, заразившая носящих Христово имя, пожирает почти всех?
И это делается несмотря на то, что божественная и древнейшая заповедь говорит во Второзаконии: не сотворите обстрижения кругом от влас ваших, ниже бреете брад ваших. И великий Павел говорит: муж аще власы растит, безчестие ему есть (1-е Коринф., 11, 14). И так отцы сего Собора отечески наказывают делающих то, о чём они выше сказали, и подвергают отлучению”. Номоканон, прав. 174, лист 702 на об.: «Матфей же в девятой главе, третияго стиха, возбраняет верным украшати себе,или власы брады стрищи, и вапсати (красить) власы, или плести власы главы своея.
Неповинующихся же ся отлучати повелевает: се же приводит от правила девятьдесят шестаго, шестаго Собора, иже в Трулле”. Кормчая, глава 47, лист 388 на об.: «Что же о пострижении брады; не писано ли есть в законе, не постригайте брад ваших? Се бо женам лепо, мужем же не подобно: создавыи Бог судил есть, Моисеови бо рече, постризало да не взыдет на брады ваши, се бо мерзость Господови: ибо от Константина царя кавалина и еретика суща, се узаконено есть; на том бо вси знаяху, яко еретическия слуги суть, им же брады постризаны (отсутствие бороды — признак принадлежности к его ереси).
Вы же се творяще человеческаго ради угодия, противящеся закону, ненавидими будете от Бога, создавшаго вас по образу Своему. Аще убо хощете Богу угодити, от всего того отступите, его же той ненавидит, и ничтоже неугоднаго Ему не творите”.
Вот лишь немногая часть свидетельств нетерпимого отношения Церкви к брадобритию и ращению мужчинами волос. Родоначальниками таких порочных обычаев предание называет римского папу Петра гугнивого и еретика-иконоборца царя Константина кавалина. В Книге о вере (гл. 28) говорится: ”К сему же и сие безумие западных мнимых духовных восполхяну о оголении усов и брад. Тому началника поведают Петра гугниваго папежа. А в царех Константина кавалина еретика, иконоборца, иже обезумившеся, Богом созданную в первом человеце губят, и проказят лица своя, евнухом подобящеся”.
О Константине мы уже упомянули выше.
О том же, как папа Петр гугнивый ввел брадобритие, история передает занимательную повесть: папа Петр по прозвищу «гугнивый”, несмотря на свой сан, страстно увлекся одной женщиной, которая ему поставила условие, что пойдет навстречу его Блудной страсти, если он сбреет бороду. Петр, забыв обо всем, увлекаемый порочной страстью, выполнил это условие, но та женщина лишь высмеяла бритого папу и взаимностью так и не ответила. Тогда Петр гугнивый, приидя в себя, стал думать, как ему оправдаться перед паствой и не быть разоблаченным. Насыпая в уши просо, он приручил голубей садиться себе на плечи.
Однажды он призвал к себе в приемный зал все высшее духовенство римской церкви и приказал открыть окна. Прирученные голуби влетели и, по-привычке, на глазах у изумленной публики, сели на плечи и голову бритому папе. «Слышите, братие и чада моя церковная, Обратился к ним папа, — яко хочу вам глаголати мирную любовь, яже откровена мне смиренному, о вашем спасении.
Посла Бог Ангела Своего ко мне с сею епистолиею (вестию, письмом) в голубине Образе, и рече ми, аще хощеши, ты и чада твоя, быти яко Ангели, и у престола Божия стояти, остризите си брады, понеже (потому что) Ангели без брад предстоят у престола Божия. И аз, чада моя, повеленное ми от Бога сотворих. И вы, чада моя, такоже сотворите, якоже и аз, да достойни будем Ангельскому чину”. «Они же слышавше, и вземше бритвы брады своя остригоша вскоре. Видев же папа себе не обличена, и возрадовася радостию великою. Тоя же вы и до днесь держитеся прелести, понеже жена посрамила есть вас, и бреете брады своя подпупия ради женскаго”, — Обращаясь к латыням-брадобридцам, колоритно, но справедливо заканчивает повествование летописец.
Закончим, на наш взляд исчерпывающее исследование беззаконности брадобрития поучительной цитатой о том, как даже Обритый козел и тот досады ради сам себя убил, из послания преподобного Максима Грека царю Иоанну Васильевичу ”О еже не брити брады»: «Суетен убо воистину и безумен извет латинский, показаше бо ся и безбород, невоздержно тщеславящеся. явственне убо обличаем бывает, яко гнушающеся, сице честное украшение, дарованное от Создателя мужу, бреют е.
И яко не точию словесному естеству человеков, но еще и безсловесному даровася сицев благолепный образ. Услышим внятно. Некоего слышал есмь поведавше мне: се самовидне, яко играющий неции, отсекоша браду некоего козла добробрадна зело; и той не стерпев сицевы досады, самого себе убил до смерти, вия вез милости главу свою к земли. Уразумеем, коль честно и любезно есть бородное украшение и безсловесному животну, аз же словесен сын гнушаюся ея. Оле студа и безумия моего! Но сие убо сицево”.
журнал «СТАРАЯ ВЕРА» сентябрь 2006 (7515) г.
Больше статей на нашем канале Яндекс.Дзен