Из письма к Архиепископу Антонию (Храповицкому) (1906)
20 мая 1906 года.
Смиренного Иоанна, архиепископа Московского старообрядческого, многоученому и любомудрому Антонию, епископу Волынскому и Житомирскому ответное послание.
Исполненное христианской любви Ваше послание к моему смирению с простертием Ваших рук и сердечного влечения я приветствую с душевной благодарностью.
Предложение же Ваше о присылке в Северную столицу мужей из среды нашей, приявших рукоположение и мирских, в комиссию для обсуждения мер к восстановлению единства русского христианства, очень важное, но, к сожалению, едва ли осуществимое.
Не по греховному ожесточению друг к другу, а по тем понятиям и убеждениям, каковые в течение 250 лет меж нами и вами с самой духовной жизни сложились.
Старообрядцы, напуганные реформами патриарха Никона, ко всему новому всегда относятся с большим недоверием. Поэтому нам, служителям церкви, приходится при каждом новом вопросе опасаться неприятных последствий.
Вследствие сего, прежде чем назначить наших собеседников в комиссию, необходимо требуется с нашей стороны высказать свой взгляд по вопросу восстановления единства в русском христианстве. Взгляд этот следующий.
Единение весьма желательно; о сем молит ежедневно и св. Церковь: «О мире всего мира и о совокуплении всех»; во имя сего и отцы Карфагенского Собора приглашали увлеченных в раздор Донатом. Но суть дела в том, что донатйсты хотя и не так далеко от православия ушли, как другие, однако же ушли. Старообрядцы же, оставшись в дониконовской православной Церкви, нисколько от древнего православия не ушли, и поэтому им нет нужды делать уступки для единения с какой-либо церковью, отпадшею от древнего дониконовского православия.
Посему предприятие Ваше к восстановлению единства русского христианства может осуществиться только посредством полного возвращения вашего к дониконовскому православию при отмене всех новшеств и при отречении от тех порицаний и клятв, каковыми за двухвековой период обогатилась господствующая в России церковь.
Тогда, только тогда совершится величайшей важности событие с несомненно отрадными последствиями как в духовном, так и в гражданском отношении, во-первых: уповаем, исчезнет неверие, во-вторых, все русские христиане, не имея, чем упрекнуть, объединятся в единой древнеправославной Христовой Церкви. А поступись старообрядчество чем-либо новообрядчеству, оно раствориться в разные свободомыслия. Господствующая же церковь будет идти тем же путем, каким шла до сего времени.
Из этого нашего изложения Вам видно будет, насколько нужны или не нужны наши собеседники в вашей комиссии. Желательно получить на сие Ваше заключение.
Да поспешит Вам Господь Бог восстановить древнее, дониконовское православие с неуклонным исполнением св. церковных правил.
Божию милостию смиренный Иоанн,
архиепископ Московский старообрядческий.
Письмо Древлеправославного архиепископа Иоанна (Картушина) к архиепископу Антонию (Храповицкому) новообрядческой церкви, напоминает нам православным христианам, что сближение с ними может осуществиться только посредством полного возвращения к дониконовскому православию при отмене всех новшеств и отречении (не только на бумаге) от тех порицаний и клятв, каковыми за трёхвековой период обросла новообрядческая церковь против православных (старообрядцев). Так же предостережение нашим церковным деятелям, чтобы ни на каких других условиях диалог вести с ними бессмысленно, да и с беспоповцами тоже. Вполне достаточно сосуществовать с ними в единой России, как и с другими религиями. Поэтому, прежде чем создавать различные «союзы», нужно с начало подумать, нужны ли они? Какая польза нам от них? Скорее один соблазн для всех. Зачем прибегать к различной помощи лиц, принадлежащих к другим конфессиям и преследующих при этом свои интересы (своих обществ). Неужели у нас самих не хватает духовной мудрости, полагаясь на Господа, во взаимоотношениях с мирской властью? Не размывают ли либеральные решения наших церковных деятелей чистоту нашей Православной веры?
Простите Христа ради!
иерей Владимир
письмо взято из «Иоанн (Картушин) архиепископ Московский» Сочинения