АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. Александр Ярославович родился в Переславль-Залесском. Скорее всего, это произошло в 1220 — 1221 годах. Родом он был из Владимиро-суздальских великих князей и приходился внуком Всеволоду Большое Гнездо и правнуком Владимиру Мономаху. С ранних лет Александр сопровождал в походах своего отца — князя Ярослава. Совсем ребенком в 1235 году он принял участие в сражении на реке Эмайыги — сейчас это территория Эстонии. Здесь русские дружины разбили немцев.
В 1236 году совсем юный Александр стал князем в Новгороде. К тому моменту Новгород пережил множество напастей.
Совсем недавно закончилась междоусобная война с Суздальцами. Закончилась она во многом благодаря небесному знамению народу. В 1170 году огромные силы пришли войной на Великий Новгород. Новгородцам оставалось уповать только на Божью помощь. Они молились день и ночь, и вот архиепископ Иоанн услышал голос, повелевавший взять из церкви Спаса Преображения на Ильинской улице образ Пресвятой Богородицы и вынести на городскую стену. Когда икону обносили вокруг города, осаждавшие пустили в крестный ход тучу стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее потекли слезы, а из раны — кровь, и икона сама своею силой повернулась лицом к городу.
После этого божественного знамения новгородцы вдохновились и решились на отчаянную вылазку, а на неприятеля напал необъяснимый страх, и он обратился в бегство. В память об этом событии икона стала называться Знаменской, а на Руси установили один из древнейших праздников — день наказания ратующих против единоверцев. Икона эта сохранилась до наших дней и находится сейчас в Софийском соборе Новгорода.
На Руси никогда не было спокойных времен, а в те годы, когда Александр пришел на княжение в Новгород, угрозы надвигались со всех сторон. Весь юг. Киевская Русь были уже под ордынским игом.
Новгород держался. Он был отрезан от торговых путей с Востока, зато был лакомым куском для Запада. Немцы, шведы, литовцы, вдохновленные Папой Римским, мечтали покорить богатые новгородские и псковские земли. Именно в борьбе со шведами, немцами и литовцами Александр и прославил свое имя.
В 1240 году князю Александру было только 20 лет, и в этот год на Русь пришли шведские войска под командованием ярлы (князя) Ульфа Фасси и зятя короля Биргера. При устье реки Ижоры, впадавшей в Неву, скопилось огромное количество судов шведского войска. Рыцари были уверены в победе. Им зачитывали папскую буллу, повелевавшую захватить русские земли и обещавшую богатые прибыли. Более того — с войсками шли бискупы — папские священники — для крещения русских в католическую веру.
Силы были неравны, поскольку Александр шел с малой дружиной. Но его личность, знатное для Руси происхождение и набожность вдохновляли войско. Красивый, высокий, чуть не два метра ростом, приветливый ко всем, Александр объехал воинов. Встали на вечернюю молитву, потом дружина легла прямо на землю, чтобы хоть немного поспать. Было тепло, наступало 15 июля, день Святого великого князя Владимира, Крестителя Руси.
Александр не спал, и вдруг к нему поспешно подошел ижорянин Пелгуй, начальник береговой стражи.
— Княже, поведаю, что случилось со мной. Я был ночью на берегу Финского залива. Вдруг, как в полдень, засияло солнце, я услышал шум весел и увидел ладью с гребцами и стоящих на ладье двух витязей. Это были точь-в-точь виденные всеми нами на иконах Святые Страстотерпцы Борис и Глеб. Твои предки, княже. «Брат Глеб, — сказал один из них, — вели грести скорее, да поможем сроднику нашему Александру».
Можно себе представить, как возликовало сердце юного князя, какой решимости он набрался от такого небесного заступничества!
…Битва началась утром и продолжалась весь день. И если бы не наступившая ночь, укрывшая остатки бегущих шведов, то и бежать было бы некому. Князь бился в первых рядах, разбросал охрану Биргера, вызвал его на поединок и, как говорится в летописях, «наложил копьем рану на его лицо». Почему он не убил королевского зятя, а только ранил? Надо помнить, что в те годы клеймо на лицо накладывалось только на рабов. Александр показал всему миру, кто на Руси хозяин.
После этой битвы Александра стали называть Невским.
Кто с мечом к нам придет… АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Вернувшись в Новгород, Александр Невский не поладил с надменным новгородским боярством. И ушел княжить в Переславль-Залесский. А тем временем немецкий орден Меченосцев, объединившийся с Тевтонским орденом, в 1240 году захватывает Изборск — город на западной границе Новгородской земли. В 1241 году, после предательства бояр-«западников», захвачен Псков. Вскоре немецкие отряды стали грабить русских купцов уже в 30 верстах от Новгорода. Вот тогда-то новгородские посланники с поклоном явились к Александру Невскому.
Князь сразу забыв обиды и поспешил навстречу битве. В 1242 году Александр освободил Псков и двинулся в Ливонию. Военная смекалка молодого князя подсказала ему навязать рыцарям битву на льду Чудского озера. Стояла ранняя весна 1242 года. Рыцари в тяжелых кованых доспехах на неповоротливых, тоже закованных в броню конях шли против русской легкой конницы и пешего войска.
Хроники рассказывают о чудесах храбрости и ловкости русских войск. Ратники, крестьяне, сменившие плуг на рукоятку меча, баграми стаскивали железных грозных рыцарей на лед. И рыцари тут же теряли силу, напоминая, по словам писателя В. Крупина, «беспомощных барахтающихся жуков в доспехах». Другим приёмом рыцарей теснили в груду, и весенний лед под тяжестью железного войска ломался. 500 рыцарей пали в битве, 500 было взято в плен и проведено по Пскову. Чудскую битву назовут Ледовым побоищем. Она заставила ливонцев уйти из Изборска, а Папу Римского на долгое время забыть о мечте присоединить военным путем Русь к латинству.
С 1242 по 1245 годы князь Александр одержал целый ряд побед над литовцами, а Ледовое побоище на 800 лет остановило германский «натиск на Восток».
Как иго обратилось во благо
Еще с середины 90-х годов прошлого столетия деятельность Александра Невского стала подвергаться в России злобным нападкам. Речь шла о том, за что Церковь особо почитает святого князя. О его дипломатическом подвиге. А по сути — о сохранении православия на Руси.
Победителю шведов и ливонцев предстояла великая битва с самим собой. Он должен был смирить свой характер и пойти на мир с Золотой Ордой. Александр понимал, что у Руси пока нет сил на битву с Ордой. Но зато Князь видел, как обратить на пользу Руси владычество монголов.
Впрочем, легко нам рассуждать спустя восемь столетий, а в то время, когда Александр Невский в первый раз направлялся в Орду, это была поездка почти на вернут смерть. Сам он знал, что никто, не примет обряд поклонения языческим богам…
Но в Орде давно следили за возрастанием роли Александра в жизни. Руси. Хан Батый, хитрый и умный политик, понимал, что Александр скорее умрет, чем изменит православной вере. И он решил освободить от обязательного поклонения языческим богам, принял его с почетом и воскликнул;
— Молва не преувеличивает — ты воистину велик и славен!
Великий хан утвердил Александра на престоле владимирском, поручив ему также всю Южную Русь и Киев. Ликованию владимирцев не было предела. Хлеб-соль вынесли горожане, хоругви и иконы — священники во главе с митрополитом Киприаном.
Что же положительного увидел Александр в тогдашнем владычестве Орды? Во-первых, восточные завоеватели насильно объединяли раздираемую прежде междоусобицами страну. Как мы сказали бы сегодня, обеспечивали национальное и территориальное единство будущей России. Во-вторых, они очень часто не оставляли на завоеванных землях гарнизонов, уходя из русских городов — кочевники неуютно чувствовали себя среди лесов. И назначали русских правителей. А самое главное — монголы оказались очень веротерпимы. Их не интересовало, кому молятся русские, лишь бы признавали их власть и платили дань.
А вот немцы и другие носители «западной цивилизации» стремились либо насильно обратить Русь в католичество, либо ее уничтожить. Для монголов война с Русью была своего рода «кавалерийским рейдом» ради добычи, а затем они возвращались в степи, домой. А рыцари шли в крестовый поход, чтобы навсегда остаться на наших землях и лишить Русь ее православной веры.
Понимая это, Александр изо всех сил удерживает своих подданных от бессмысленных антимонгольских выступлений. Рано еще. Государство еще не стало единым, не набрало сил.
Князь часто ездит в Орду, братается с сыном хана Батыя Сартаком, добивается освобождения русских от участия в завоевательных походах Орды. Александр княжил в Киеве, а потом по всей Северо-Восточной Руси, он много потрудился над устройством русской земли. Более того — благодаря мудрой политике Александра конница Орды стала защищать русскую землю от нападений с Запада.
Была ли альтернатива такой политике, спрашивает в «Российской газете» М. Фалалеев. И напоминает о тех современниках князя Александра, которые пытались в борьбе с ордынским игом опираться на помощь Европы. Так, князь Даниил Галицкий изменил православию и вступил в союз с Ватиканом, с Папой Римским. Этот союз ничего не дал. Никакой реальной поддержки со стороны Ватикана Галицкий так и не дождался. Галицкому пришлось самому обороняться от Орды, и после многих лет борьбы с монголами он был вьнужден им покориться. А вот «его территория» на Западной Руси оказалась настолько ослабленной, что впоследствии ее поделили сразу несколько держав — Польша, Венгрия и Литва.
Сохранитель православной веры
Ватикан, осознав крепость православной веры Александра Невского, решил «обойти» ее в характерной для Рима иезуитской манере. Взять не оружием, а хитростью и обманом.
В 1251 году Папа Римский Иннокентий IV направил к Александру Невскому посольство с предложением принять католичество, якобы в обмен на помощь в совместной борьбе против Орды. Прибывшие из Ватикана люди изъяснялись князю в любви и уверяли, что его отец, находясь Орде, встретил там католического посланника — монаха Карпини и клятвенно обещал ему принять на Руси латинскую веру. И, конечно, говорили посланники Ватикана, исполнил бы обещание, если бы внезапно не умер. А ведь сын, говорили католики, обязан исполнить волю отца. Тем более, если он хочет мира и спокойствия для себя и для Руси.
Александр Невский ответил папским послам письмом. Ответ его был размножен и разошелся по Руси. Князь, изложив историю Ветхозаветной и Новозаветной церкви, напомнил католикам о Вселенских соборах, о Символе веры, об исхождении Святого Духа от Бога-Отца. Словом, обо всем том, в чем православие расходится с католичеством. Князь, как истинный христианин, не укорял католиков, желал им спасения, он говорил только то, что вера русских православна, истинна, чиста и непорочна. Так на Руси была сохранена православная вера, которая и по сию пору объединяет страну.
А Александр Невский много раз отправлялся в дальний путь в Орду, получал новые ярлыки на княжение, успокаивал и новгородцев, и владимирцев, улаживал миром возникающие волнения — словом, был постоянно в напряжении духовных и физических сил. И не уставал напоминать:
— Мы платим дань, но мы не изменяем Христу, мы не отдаем свою душу, она Божья. Лучше бедно жить, но хранить веру православную, нежели пойти к предателям Христа.
Княже, восстани на помощь нам
Татарские сборщики подати, баскаки, желали напрямую грабить русских людей. Прежде князь сумел договориться с Ордой, что налоги платят ему, а он сам уже расплачивается с Ордой. А тут, в 1263 году, пришлось снова отправляться к хану. Обо всем договорился, но на обратном пути князем овладела непонятая хворь. В Нижнем Новгороде он уже не смог даже сесть на коня, призвал к себе священников и принял постриг в монахи с именем Алексий. То есть полностью посвятил себя Богу. В городе Городец князь скончался. Ему шел всего 45-й год.
Тело князя повезли во Владимир. Митрополит Киприан, выйдя навстречу траурному «поезду», воскликнул плачущим новгородцам:
— Чадцы мои милые! Разумейте, яко зашло солнце земли Русской.
— Уже погибаем! — восклицали русские люди.
Но уже не погибла Русь! Не погибла и по подвигам Святого Александра Невского. Он провидел ее великое предназначение, любил русский народ, был скромен в жизни, любил жену, детей, и к подданным относился как отец, строгий и любящий. Русь окрепла настолько, что Орда уже считалась с нею и относилась не как к завоеванному, но как к самостоятельному государству.
Отпевали князя в соборной церкви Рождественского монастыря. Прошла неделя со дня кончины князя, но тело его оставалось нетленным, и от мощей исходило дивное благоухание. И вот первое чудо произошло во время погребения останков князя. Когда монах Севастьян, подойдя к гробу, хотел разогнуть руку усопшего, чтобы вложить в нее разрешительную грамоту, то князь, «яко жив», сам простер руку, принял свиток грехов прощения и затем снова сложил руки крестообразно на груди.
В 1280-х годах во Владимире начинается почитание князя как святого. А летом 1380 года, когда Мамай шел на Русь, пономарь молился об избавлении от врагов. Он призывал на помощь князя Александра Невского. И было ему видение: у гробницы святого стали сами собой зажигаться свечи, а из алтаря вышли два старца, подошли к гробнице со словами; «Княже Александре, восстани на помощь сроднику твоему — великому князю Димитрию». Восстал князь из гроба, и все трое стали невидимы. Именно в то утро после видения была одержана победа князя Дмитрия Донского. О своем видении пономарь рассказал церковноначалию, после этого были обретены нетленные мощи князя Александра Невского.
Когда Иван Грозный шел брать Казань, он остановился во Владимире, чтобы испросить благословения у мощей своего святого предка. А после взятия Казани царь с митрополитом Макарием приняли решение о всенародном почитании Александра Невского. В 1547 году Александр Невский был включен в число святых, память которых отмечается во всех храмах Русской Православной Церкви. Общерусская канонизация святого состоялась на Соборе 1547 года.
Петр I считал, что по молитвам Александру Невскому был заключен Ништадтский мир со Швецией, что позволило победоносно завершить Северную войну. Особенно часто вспоминали Александра Невского, когда шла война со шведами или немцами. В 1710 году в Петербурге было решено увековечить память об Александре Невском строительством монастыря. А в 1724 году по повелению Петра I мощи святого перенесли из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где они находятся и поньне.
В 1725 году Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из самых высших наград Российской империи, существовавших до 1917 года. Орден Александра Невского был вторым по значимости после ордена Андрея Первозванного. Дочь Петра I Елизавета в 1753 году повелела соорудить раку (гробницу) Святому Александру из чистого серебра. И не просто серебра, а из первого русского серебра, добытого промышленным способом. И это тоже был символ независимости России, за которую всю жизнь боролся Александр Невский.
При большевиках серебряную раку с мощами вскрыли. Раку отдали в Эрмитаж, а мощи — в Музей истории религии, открытый в то время в Казанском соборе. В 1988 году мощи были переданы Московской патриархии и в 1989 году перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 1942 году орден Александра Невского был учрежден заново, им награждались советские военачальники.
Молитесь о России
Организаторы акции по принесению мощей Александра Невского говорят, что намерены очистить образ святого благоверного князя от наветов. Для принесения мощей изготовлен специальный ковчег из дерева и серебра размером 30x30x23 сантиметра. Представители Фонда Андрея Первозванного не без оснований считают, что в последнее время образ Александра Невского многие «нивелируют».
Действительно, образ святого в последнее время используют для рекламы банковских вкладов, деловых центров, роскошных жилых комплексов. Есть водка «Князь Александр» и даже коктейль «Александр Невский». О поношении святого благоверного князя за его союз с Золотой Ордой мы уже сказали. А теперь делаются попытки «доказать», что Ледового побоища-то на самом деле не было, и не было никаких попыток католического Рима завладеть российскими территориями и душами россиян.
Самый яркий пример таких попыток — вышедшая в 2006 году книга А. Нестеренко «Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище». В небольшой газетной статье нет возможности подробно проанализировать сей «труд», но на методе «доказательств» никчемности фигуры Александра Невского стоит остановиться. «Метод» этот чрезвычайно прост: из массы подчас противоречащих друг другу летописей и исторических документов берутся только те, которые пригодны для очернения. Причем очернения не только образа князя Александра Невского, но и Русской Православной Церкви.
В запале автор объявляет труды русских святых, в которых они призывали паству не принимать католичество, «средневековым мракобесием», зато дела тогдашних Римских пап и рыцарей, наоборот, представляются в самом благопристойном свете. Оказывается, Папой и крестоносцами «двигала не ненависть к православию, а жажда наживы и рыцарская честь».
…Правда, трудно понять, как честь может уживаться с жаждой наживы. ..
Что касается общенародного почитания Александра Невского, то и здесь у Александра Нестеренко есть собственная «теория». «Оказывается», все дело в стремлении иноков Рождественского монастыря во Владимире, где был похоронен Александр Невский, оспорить первенство «главной обители» Руси перед Троице-Сергиевым монастырем. «Монахам Рождественского монастыря надо было найти достойный ответ на вызов, брошенный Троице-Сергиевой обителью, — пишет А. Нестеренко. — Самый убедительный и эффективный способ — явить чудо». Вот тогда-то якобы в 1380 году монахи Рождественского монастыря объявляют об обретении мощей Александра Невского. Дескать, именно обретение мощей и стало одним из важнейших оснований для причисленіи князя к лику святых.
Что сказать на это? Надо совершенно не представлять себе мораль православных иноков, чтобы заподозрить их в подлоге. Да еще в подлоге с таким святым для православного явлением, как мощи святого. Не выдерживают серьезной критики и все остальные «аргументы» критиков святого князя. Да, наверное, и не надо о подобных «аргументах» говорить всерьез. Можно обмануть историков, нельзя обмануть народ. Тот народ, который уже много веков почитает Александра Невского как своего святого. Почитает наряду с Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, Илией Муромским, Дмитрием Донским, Иоанном Кронштадтским, патриархом Тихоном. И, конечно, сотни тысяч людей придут поклониться мощам святого благоверного князя. Помолиться.
Известно много случаев исцеления от самых различных недугов, когда больные, искренне молясь и покаявшись в грехах, просили Александра Невского о помощи и получали ее. И все-таки перед мощами святого благоверного князя, положившего всю жизнь на служение Отечеству, стоит попросить о большем.
— Чаще всего мы приходим к мощам святых с молитвами о здоровье, благополучии для себя, своих родных и близких, — говорит митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. — В случае принесения мощей святого благоверного князя Александра Невского мы имеем возможность обратиться к нему как к защитнику и покровителю нашего Отечества и всех нас. Поэтому, приходя поклониться и приложиться к святыне, молитесь о России.
Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»