1.Краткие молитвы

Дети, прежде чем приступим к описанию главных молитв, хотим пояснить некоторые непонятные для вас сокращения. Церковные книги, в основном, написаны на древнем русском языке. Тогда допускались пропуски букв в различных словах. Специальные значки, называемые титлами, над такими словами показывали, что надо дополнить написанное слово пропущенной буквой. Если вы на примерах перечисленных ниже молитв запомните, как выглядят слова, выделенные красным, то потихоньку сможете читать древние тексты сами.

Гдⷭ҇и поми́лꙋй.

Правильно следует произносить: “Го́споди, поми́луй” (будь милостив, прости, не накажи). Эта молитва самая легкая для запоминания. Заучи ее сразу и произноси про себя чаще: и когда просишь Господа о прощении грехов, и когда молишь не наказывать за злые дела, и когда просто ждешь от Него милости, и когда боишься чего-то. Данная молитва одна из древнейших. И тысячи лет назад такие же девочки и мальчики произносили ее, глядя в небо.

Гдⷭ҇и блгⷭ҇вѝ.

Когда нужны удача, успех в делах; поддержка во всех начинаниях; смелость в спортивных соревнованиях, когда предстоит трудный разговор с учителем, родителями; избавление от страха перед препятствием — мы обязательно произносим слова: “Го́споди, благослови́!” После такой молитвы мы ждем от Господа поддержки. Ведь только милостью Божией мы живем, действуем, преуспеваем.

Бж҃е млⷭ҇тивъ бꙋ́ди мнѣ̀ грѣ́шномꙋ.

Эту молитву следует читать как “Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному”. Слово “буди” в современном русском языке читается и говорится как “будь”. Этой молитвой мы просим Господа не судить нас строго за грехи, а быть к нам милостивым. Со смирением и кротостью молим о прощении наших грехов и о помиловании нас, грешных. Эта молитва известна как молитва “мытаря” — сборщика налогов. Она взята из притчи[1], которую Сам Исус Христос рассказал людям. Вот эта притча. Два человека вошли в храм помолиться. Один из них фарисей[2], а другой — мытарь. Фарисей встал впереди всех и молился Богу так: “Благодарю Тебя, Боже, что я не такой грешный, как тот мытарь. Я десятую часть имущества отдаю нищим, два раза в неделю пощусь”. А мытарь же, сознавая себя грешным, стал при входе в храм и не смел поднять глаз своих к небу. Он ударял себя в грудь и говорил: “Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному!” Молитва смиренного мытаря была приятнее и угоднее Богу, чем молитва гордого фарисея.

Созда́выи мѧ̀ гдⷭ҇и и҆ поми́лꙋй мѧ̀.

Без пропусков букв данная молитва звучит так: “Созда́выи мя, Го́споди, и поми́луй мя”. Слово — “мя” есть сокращенное от — меня. Эта молитва детей к Отцу Небесному. Мы обращаемся к нашему Создателю с мольбой: “Ты, Господи, по великой любви создавший нас, не наказывай за наши грехи строго, будь милостив к нам, прощай нас, как любящий Отец прощает своих детей”.

Безъ числа̀ согрѣши́хъ, гдⷭ҇и поми́лꙋй и҆ простѝ мѧ̀ гре́шнаго.

“Без числа согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя, гре́шнаго”. В этой молитве мы признаемся перед Отцом Небесным в бесчисленных грехах. То есть их так много, что и сосчитать нельзя. Святые отцы Церкви сравнивают множество наших грехов с несчетным количеством песчинок на морском берегу. Как и в предыдущих молитвах, здесь мы с покаянием просим у Господа прощения наших грехов. Когда в молитве будешь произносить слова «без числа согреших», помни о их бесчисленности и обещай Богу избавиться от них и не грешить больше.

Сла́ва тебѐ бж҃е на́шъ, сла́ва тебѐ всѧ́ческихъ ра́ди.

Вы узнаете, дети, что молитвы подразделяются на просительные, хвалебные и покаянные. Вот пример хвалебной: “Сла́ва Тебе, Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́, вся́ческих ра́ди!” Непонятное выражение — “Всяческих ради”, — означает хвалу Богу за все Его дела. Здесь, как видите, мы ничего не просим. Молясь такими словами, мы славим Бога за любовь и милосердие, за все милости, посылаемые нам.

2.Молитва пресвятой троице

Ст҃ы́и бж҃е, ст҃ы́и крѣ́пкїи, ст҃ы́и безсме́ртныи, поми́лꙋй на́с.

В современном написании эта молитва выглядит следующим образом: “Святы́й Бо́же, Святы́и Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртныи, поми́луй на́с”. Данная молитва изложена понятными для вас словами:
Святы́й — чистый; безгрешный.
Кре́пкий — сильный; всемогущий.
Безсме́ртныи — не умирающий; вечный.

Слово “Святыи” повторяется три раза, отсюда и краткое название молитвы — “ТРИСВЯТОЕ”. В богослужебных книгах ее текст не приводится, а ставится только это название. Христиане должны знать ее наизусть, поэтому и ты выучи ее. Полное наименование молитвы — АНГЕЛЬСКАЯ ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ.
Молитва читается обязательно три раза — в честь трех Лиц Святой Троицы. Ты уже усвоил, что Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога Отца. Теперь будешь знать, что Крепким в молитве называют — Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий. А Безсмертным — Духа Святаго, потому что Он вечен как Отец и Сын. Кроме того, всем людям даст бессмертную жизнь.
Ангельскою песнею эта молитва называется не случайно. Христиане стали ее употреблять спустя 400 лет после Рожества Христова, после одного чудесного случая. В Константинополе было страшное землетрясение, от которого разрушались дома и строения. Царь и множество народа собрались в церкви. Они в своих молитвах к Богу просили прекратить землетрясение.
Когда они вышли из храма на улицу со святыми иконами и продолжили свое моление, невидимая сила вдруг подняла одного мальчика на небо. Прошло несколько минут, и мальчик невредимым опустился на землю. Он рассказал окружающим, что на небе святые ангелы пели: Святы́и Бо́же, Святы́и Кре́пкий, Святы́и Безсме́ртныи. Люди поняли, что им даны указания с небес о правильном молении. Они стали петь эту небесную песнь, прибавляя к ней слова: поми́луй на́с. Землетрясение тотчас же прекратилось.

Сла́ва о҆ц҃ꙋ̀ и҆ сн҃ꙋ и҆ ст҃о́мꙋ дх҃ꙋ, ны́не и҆ при́сно и҆ во́ вѣки вѣко́мъ, а҆ми́нь.

Эта молитва называется полным славословием, так как в ней мы восхваляем поименно все три Лица Пресвятой Троицы: “Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь”. Большинство слов тебе уже знакомо. Но некоторым нужно пояснение:
Ны́не — теперь.
При́сно — всегда.
Во́ веки веко́м — вечно или в бесконечные веки.
Ами́нь — истинно; действительно так; да будет так.

Прест҃а́ѧ трⷭ҇це поми́лꙋй на́съ, гдⷭ҇и ѻ҆чи́сти грехѝ на́ша, влⷣко простѝ беззако́нїѧ на́ша, ст҃ы́и посетѝ и҆ и҆сцелѝ не́мощи на́ша, и҆́мене твоего̀ ра́ди.

Дети, прочтите несколько раз эту просительную молитву: “Пресвята́я Тро́ице, поми́луй на́с; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мени Твоего́ ра́ди”. Вы обратили внимание, как много содержат эти краткие строки?
Мы обращаемся к Триединому Богу о помиловании наших грехов:

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй на́с.
Господа — Бога Отца просим избавить,
очистить нас от грехов:
Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша.
Владыку — Исуса Христа Сына Божия просим простить за все беззакония:
Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша;
Духа Святаго призываем посетить нашу душу и одновременно говорим ему:
Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша.

Обращаясь к Богу Отцу мы просим очистить нашу душу от греха как одежду от грязи. Бог Отец прощает нас и помогает вместо злых дел творить добро. Второму лицу Пресвятой Троицы — Сыну Божьему Исусу Христу мы признаемся в нарушении Его законов. А закон, оставленный Им, прост — не делай ничего такого, чего не хочешь чтобы делали тебе. Отступил от Божьей заповеди — нарушил закон, то есть совершил беззаконие. Без Святаго Духа человек нс может сам очиститься от грехов. Услышав наш горячий призыв, Дух Святый посещает нашу душу. Как врач исцеляет ее от болезней греховных. После такого очищения, душа наша сможет отзываться на чужую боль, подталкивать нас к деланию добра, просить молитвы, выполнять заповеди Божии.
Молитву к Пресвятой Троице мы заканчиваем словами: и́мени Твоего́ ра́ди. Они относятся ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы. Но так как Бог Един в трех лицах, то имя у Него одно, потому мы говорим “и́мени Твоего́”, а не “име́н Твои́х”.

Новые для вас слова:

Пресвята́я — в высшей степени святая.
Беззако́ния — дела наши, противные воле Божией.
Посети́ — приди.
Исцели́ — излечи.
Не́мощи — слабости; грехи; нездоровье.
И́мени Твоего́ ра́ди — для прославления имени Твоего.

3.Молитвы к Господу Исусу Христу

Гдⷭ҇и і҆с҃е хрⷭ҇тѐ сн҃е бж҃їи, поми́лꙋй мѧ̀ грѣ́шнаго.

Все особенности написания данной молитвы вам уже известны и вы можете правильно прочесть: Го́споди Ису́се Христе́ Сы́не Бо́жии, поми́луй мя́, гре́шнаго. Эта молитва называется Исусовой, потому что в ней мы просим Исуса Христа о помиловании нас. Для живущих на земле людей Он самый главный, поэтому в молитве Исус Христос именуется Господом, Которому христиане должны повиноваться беспрекословно. Придя на землю человеком, Христос остался Вторым Лицом Пресвятой Троицы — Сыном Божиим. Исусову молитву большинство верующих христиан произносит постоянно и в беде, и перед началом дела, и в опасности, и в болезни, и в покаянии. Она очень краткая по количеству слов, но содержит полную формулу обращения к Сыну Бога о помиловании нас, грешных.

За мл҃твъ ст҃ы́хъ ѻ҆ц҃ъ на́ших, гдⷭ҇и і҆с҃е хрⷭ҇тѐ сн҃е бж҃їи, пми́лꙋй на́съ, а҆ми́нь.

Вот, дети, современное написание этой молитвы: “За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Ису́се Христе́ Сы́не Бо́жии, поми́луй на́с, ами́нь”. Мы уже говорили с вами о том, что святые люди на небесах непрестанно молятся за нас, грешных и просят Бога простить нас. Как раз в данной молитве мы обращаемся к Исусу Христу — Сыну Божию принять молитвы святых отцов за нас, простить нам грехи и помиловать нас. Наши молитвы тоже угодны Богу. Но молимся мы редко и зачастую скороговоркой, без сердечной теплоты. Кроме того, несем в душе большое количество грехов. Поэтому наши молитвы могут не дойти до Бога. А святые отцы угодили своей жизнью Богу, могут лицезреть Господа на небесах, им дано право просить Господа о помиловании нас, грешных.

Гдⷭ҇и і҆с҃е хрⷭ҇тѐ сн҃е бж҃їи, мл҃твъ ра́ди пречⷭ҇тыѧ твоеѧ̀ мт҃ре, си́лою чтⷭ҇на́го и҆ животворѧ́щего крⷭ҇та, и҆ ст҃а́го а҆́нг҃ла моего̀ храни́телѧ, и҆ все́хъ ра́ди ст҃ы́х, поми́лꙋй и҆ спаѝ мѧ̀ грѣ́шнаго, ꙗ҆́ко бл҃гъ и҆ чл҃колю́беⷰ҇.

На примере этой молитвы, вы сможете уже освоить текст побольше: “Го́споди Ису́се Христе́ Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, и свята́го А́нгела, моего́ храни́теля, и все́х ра́ди святы́х, поми́луй и спаси́ мя́ гре́шнаго, я́ко Бла́г и Человеколю́бец”.

Новые для вас слова:

Пречи́стыя — чистой в высочайшей степени, не имеющей никакого порока, греха.
Честна́го Креста́ — имевший особую честь принять тело Христово, дающего честь и славу носящему его и поклоняющемуся кресту.
Животворя́щаго Креста́ — дающего жизнь, освобождающего от смерти греховной, воскрешающего.
Я́ко — как.
Бла́г — благой; добрый, то есть творящий добро.
Человеколю́бец — любящий людей.

Как и в предыдущей молитве, здесь содержится обращение к Спасителю услышать просьбы и молитвы Небожителей за нас. Очень часто христиане прибегают к помощи и заступничеству Пресвятой Богородицы. Молитвы Матери имеют особую силу перед Сыном Своим. По Ее молитвам прощаются не только наши согрешения, но и даруется особая милость Господа нашего Исуса Христа.
В нашей земной жизни с нами неотступно пребывает Ангел-хранитель, данный нам Господом при Крещении. Он помогает нам творить добро и бороться со злом, он усердно молится за нас Богу. Помогают нам в нашей земной жизни и молитвы святых Божиих угодников.
В молитве мы просим Бога применить и к нам силу Честнаго и Животворящего Креста, на котором Он принял страдания и смерть. Этим спасительным подвигом Исус Христос спас людей от греха и власти диавола. Мы тоже страдаем в этой жизни, грешим беспрестанно, поэтому прибегаем к помощи и заступлению Креста в нашей борьбе с грехом.
Заканчивая свою молитву, мы просим Исуса Христа простить грехи и подарить нам Царствие Небесное. Только благодаря Его великой и бесконечной любви к людям, мы получаем блага в земной жизни и возможность блаженства на Небесах.

4.МОЛИТВА ДУХУ СВЯТОМУ

Цр҃ю нбⷭ҇ный, ᲂу҆тѣ́шителю дш҃е и҆́стинныи, и҆́же вездеѣ̀ сы́и, и҆ всѧ̀ исполнѧ́ѧ, сокро́вище бл҃ги́х, и҆ жи́зни пода́телю, прїидѝ и҆ всели́сѧ в̾ ны́ и҆ ѻ҆тчи́сти ны̀ ѿ всѧ́кїѧ скве́рны, и҆ спаѝ бл҃же дш҃а̀ на́ша.


Одна из самых красивых христанских молитв — это обращение к Святому Духу: “Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше И́стинный, и́же везде́ сы́и и вся́ исполня́я, Сокро́вище благи́х и жи́зни пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны́ и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, душа́ на́ша”. Третье Лицо Святой Троицы мы называем здесь Царе́м Небе́сным. Потому что Святый Дух вселяется в нас при крещении, невидимо царствует повсюду, владеет нами и всем миром. Он истинный Бог, равный во всем Богу Отцу и Богу Сыну.
Как любящая мать говорит вам тихо ласковые слова в минуты боли, так и Дух Святый посылает людям утешение в скорби, несчастиях и печалях. Поэтому в молитве мы называем Его Уте́шителем. Успокаивая, утешая людей, Он научает их полезным истинам, которые приведут ко спасению души. Потому — Он Ду́х и́стиный
Как Бог вездесущий Дух Святый наполняет Собою весь видимый и невидимый мир — и́же везде́ сы́и. Он всемогущ, Ему все подвластно: и вся исполня́я. Высшая степень любви Святаго Духа к людям выражена в данной молитве. Так, являясь хранителем всех благодеяний, источником всего хорошего Сокро́вище благи́х, Он дает истинную жизнь людям —жи́зни Пода́телю.
Все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все на земле от Него получает жизнь. Люди же получают от Него духовную, святую и вечную жизнь после смерти, очищаясь через Него от своих грехов.
Понимая все это, христиане молят Его: прииди́ и всели́ся в ны́. Присутствие Духа Святаго в человеке не позволяет овладевать диаволу его душой. А если в ней и поселился грех, то помогут слова молящегося: и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны. Под скверной подразумеваются всякие низкие мысли и мерзкие желания, гадкие чувства и грязные слова, дурные поступки и многие другие грехи. Призывая Духа Святаго, человек надеется на спасение своей души — и спаси́, Бла́же, душа́ на́ша.

Обратите внимание на значение слов в данной молитве:


Царю́ — обращение к Богу.
Уте́шителю — Утешитель; утешающий (успокаивающий).
Ду́ше и́стинныи — Дух истиный.
Иже — Который.
Сы́и — сущий, находящийся.
Вся́ исполня́я — все исполняющий.
Сокро́вище благи́х — сокровище; вместилище всех благ, всякого добра.
Жи́зни Пода́телю — Податель жизни, дающий жизнь.
В ны́ — в нас.
От вся́кия скве́рны — от всякой нечистоты, то есть от всех грехов.
Бла́же — благой; добрый.

5.МОЛИТВЫ КРЕСТУ

Сла́ва гдⷭ҇и крⷭ҇тꙋ̀ твоемꙋ̀ чтⷭ҇но́мꙋ.


“Сла́ва, Го́споди, Кресту́ Твоему Честно́му” -эти слова следует произносить, кланяясь любому кресту — при входе в церковь, в комнату (если там висит распятие), глядя на церковные купола, увенчанные крестами. Данная молитва прославляет Крест Господень, на котором был распят Исус Христос. Ведь благодаря Его крестной смерти мы были избавлены от власти греха. Поэтому мы называем крест орудием победы над грехом и смертью.

Спасѝ гдⷭ҇и лю́ди своѧ̀, и҆ бл҃гословѝ достоѧ́нїе своѐ, побѣ́ды держа́ве на́шей на сопроти́вныѧ да́рꙋй, и҆ своѧ̀ сохранѧ́ѧ крⷭ҇то́мъ лю́ди.


Читается молитва так: “Спаси́, Го́споди, лю́ди Своя́, и благослови́ достоя́ние Свое́, побе́ды держа́ве на́шей на сопроти́вныя да́руй, и Своя́ сохраня́я Кресто́м лю́ди”. Считая себя принадлежащими Богу, являясь Его достоянием (владением), мы просим спасти нас и благословить. Господь невидимо владеет и управляет православными русскими людьми. Благословение Божие выражается в земных благах, здоровье, счастливой жизни. Когда Бог лишает людей Своего благословения, то на земле свирепствуют болезни, голод, стихийные бедствия и другие несчастья. Поэтому мы и просим у Господа спасения и благословения.
Дети, православные христиане обязаны молить Бога не только о своем благополучии, но и просить крепости нашему Российскому государству. Если Господь не допустит врагов на территорию нашей Родины, то все дети смогут спокойно учиться, заниматься спортом, играть. Ну, а если случилась беда, следует просить у Господа победы над врагом.
В конце молитвы мы просим Господа охранить нас от всех видимых и невидимых врагов силою Своего Честнаго Креста.

Если слова молитвы не совсем понятны, ознакомьтесь с их значением:


Благослови́ — подай благо; пошли милость.
Достоя́ние Свое́ — то, что принадлежит Тебе.
Держа́ве — государству; стране.
На сопроти́вныя — на противников; врагов.

6.МОЛИТВЫ БОГОРОДИЦЕ

Прест҃а́ѧ гжⷭ҇е бцⷣе, спаѝ на́с.


Россия всегда была и есть под особой защитой Пресвятой Богородицы. С древних времен православные христиане чаще всего обращались к этой великой Заступнице словами: “Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас”.
Обращаясь в этой молитве к Божией Матери, мы называем ее нашей Госпожой. Это связано с великой любовью людей к Царице Небесной. Зная силу материнской мольбы, мы просим Богородицу заступиться за нас перед Божественным Своим Сыном и тем спасти нас.

Бцⷣе дв҃о, ра́дꙋисѧ ѻ҆бра́дованнаѧ мр҃і́е, гдⷭ҇ь съ тобо́ю, бл҃гослове́на ты̀ въ жена́хъ, и҆ бл҃гослове́нъ пло́дъ чре́ва твоегѡ̀, ꙗ҆́кѡ родила̀ є҆сѝ хрⷭ҇та̀ сп҃са и҆зба́вителѧ дш҃а́мъ на́шимъ.


Обратите особое внимание, дети, на эту чудесную молитву: “Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Обра́дованная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, благослове́нна Ты́ в жена́х, и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́, я́ко родила́ еси́ Христа́ Спа́са, Изба́вителя душа́м на́шим”. Данная молитва называется Архангельским поздравлением Пресвятой Богородице, потому что слова ее не выдуманы людьми. Они сказаны Марии самим архангелом Гавриилом в городе Назарете. По велению Божию архангел возвестил о рождении Спасителя мира от Нее: “Радуйся, Обрадованная! Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах”. А праведная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя, чудесным образом догадалась о беременности Марии и воскликнула: “Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего”.
В память этих событий и составлена была эта священная песнь. В те давние времена такое известие с Небес было неописуемой радостью. Потому что сбывались пророчества древних Святых людей о пришествии Спасителя для погибающих от греха людей. Но как чудесно, страшно и радостно одновременно было такое известие для юной простой Девы Марии. Вместить в себя Самого Бога, сохранить Его в течение девяти месяцев, благополучно произвести на свет как Своего Сына! Изложенная молитва как раз и передает нам все неземные чувства, которые мы должны питать к Пресвятой Богородице, выкормившей Своею грудью Сына Божия, носившая Его на Своих руках. Она вырастила Спасителя всему миру. Произнося архангельское приветствие Богородице, мы разделяем вместе с Ней радость приобщения к Святым Небесным Таинствам.

Дети, слова молитвы уже вам известны. Некоторые же требуют пояснения:


Обра́дованная — радостная; получившая благую (хорошую) весть.
Благослове́нна — прославлена; достойна прославления; пожелание блага словами.
В жена́х — среди всех остальных женщин.
Пло́д чре́ва Твоего́ — плод Твоего тела.
Я́ко — потому что; так как.
Спа́са — Спасителя.
Изба́вителя душа́м на́шим — Спасителя, избавившего наши души от греха, плена диавольского.

Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́ко вои́стинꙋ, блажи́ти тѧ̀ бцⷣе, при́снѡ блаже́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю, и҆ мт҃рь бг҃а на́шего. Честнѣ́йшꙋю херꙋви́мъ, и҆ сла́внѣйшꙋю вои́стинꙋ серафи́мъ, безъ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждьшꙋю, сꙋ́щꙋю бцⷣꙋ тѧ̀ велича́емъ.


В кратких утренних и вечерних молитвах, в церковных богослужениях эта молитва повторяется неоднократно: “Досто́йно е́сть я́ко вои́стину, блажи́ти Тя́ Богоро́дице, присноблаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м, и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Бого́родицу Тя́ велича́ем”.

В данной молитве, дети, много новых для вас словесных оборотов:


Досто́йно есть — справедливо; заслуженно.
Я́ко вои́стину — истинно; по всей правде.
Блажи́ти Тя́ — ублажать, прославлять Тебя.
Присноблаже́нную — присно (всегда) — блаженную (имеющую высшую радость), счастливую, достойную постоянного прославления.
Пренепорочную — самую непорочную, чистую, не имеющую греха.
Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м — выше самых главных и самых близких к Богу ангелов — херувимов и серафимов.
Без истле́ния — чудесным образом, безгрешно и без боли родившая, оставшись при этом непорочной Девой.
Бо́га Сло́ва — Исуса Христа, Сына Божия (Бог Слово, так Он называется в Евангелии).
Су́щую — настоящую, истинную.

В этой молитве мы восхваляем земную Деву, как Богородицу — Мать Бога нашего. При этом, в молитве содержатся все отличия ее от обыкновенных женщин земли — появление в теле Божественного Ребенка от Духа Святаго, рождение Исуса Христа чудесным образом без боли и без изъяна для тела. И через это чудо Мария возведена Богом на недосягаемую высоту даже для херувимов и серафимов, предстоящих Богу ближе всех. Слова молитвы еще раз утверждают главную истину для всех христиан — родившая Сына Божия, сошедшего с Небес, — есть истинная Богородица.

7.МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Ѻ҆ч҃е на́шъ, и҆́же є҆сѝ на̀ нб҃сѣхъ, да ст҃и́тсѧ и҆́мѧ твоѐ, да прїи́дⷮе црⷭ҇твїе твоѐ, да бꙋ́детъ во́лѧ твоѧ̀, ꙗ҆́ко на́ нб҃си и҆ на землѝ.
Хле́б на́шъ насꙋ́щныи, да́ждь на́мъ дне́сь, и҆ о҆ста́ви на́мъ до́лги на́ша, ꙗ҆́коже и҆ мы̀ ѡ҆ставлѧ́емъ должнико́мъ на́шимъ, И҆ не в́ведѝ на́съ во и҆скꙋше́нїе, но и҆зба́ви на́съ ѿ лꙋка́ваго. Ѩ҆́ко твоѐ є҆́сть црⷭ҇тво и҆ си́ла, и҆ сла́ва ѻ҆ц҃а и҆ сн҃а и҆ ст҃аго дх҃а и҆ нн҃ѣ и҆ прⷭ҇нѡ и҆ во́ вѣки векѡ́мъ, а҆ми́нь.


Дети, это самая главная христианская молитва, называемая Господней. Сам Исус Христос -Сын Божий продиктовал ее ученикам Своими Божественными устами. Он заповедал обращаться к Богу такими словами: “О́тче на́ш, И́же еси́ на Небесех, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ Небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный, да́ждь на́м дне́сь и остави́ на́м до́лги на́ша, я́ко же и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим. И не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Яко твое есть царство и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков, аминь”.
Уже две тысячи лет люди таким образом обращаются к Богу Отцу, первому Лицу Пресвятой Троицы. По своему содержанию молитва разделяется на: призывание, семь прошений (7 просьб) и славословия.

  • Призывание: О́тче на́ш, И́же еси́ на́ небесех! Этими словами мы обращаемся к нашему Отцу Небесному, призываем выслушать наши просьбы. Небеса — это духовное, невидимое небо, в отличие от видимого голубого неба над землей.
  • Прошение 1-е: Да святи́тся и́мя Твое́. Произнося эти слова молитвы, мы утверждаем, что Имя Бога Отца самое святое из всех. Мы славим его и стараемся своими делами не бросить тень на святость Имени.
  • Прошение 2-е: Да прии́дет Ца́рствие Твое́. Здесь выражается самое главное желание людей — устроение на земле Царства Небесного. Под Царствием Божиим на земле подразумевается правда, любовь и мир. Люди выражают в молитве готовность подчиниться Его Царственному владычеству.
  • Прошение 3-е: Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Здесь заповедано Господом: откажитесь от своей воли, делайте чего хочет Бог, подчиняйтесь Его святой воле. И люди в своей молитве просят Бога проявить эту волю. При этом обещают исполнять Ее беспрекословно и без ропота; с любовью и радостью, как святые ангелы на небе. Потому что Богу известно, что нам полезно и нужно. Мы же своей волей часто творим вред себе.
  • Прошение 4-е: Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь. Только Бог дает нам жизнь, здоровье, силу, плодоносящие деревья, злаки и все остальное, потребное для жизни. Исус Христос научил людей обращаться к Богу с просьбой подать хлеб на каждый день.
  • Здесь под хлебом подразумевается все необходимое для жизни. Вы должны знать, что в понятие пищи для православного христианина входит и получение пречистого Тела и честной Крови при святом Причащении. Без этой главной пищи для души — нет спасения, нет вечной жизни. Обращаем ваше внимание, дети, что Господь заповедовал просить только самое необходимое для жизни. Значит такое отношение к материальным благам самое полезное для нашей души и тела. Не послушает нас Господь, если станем просить у Него деньги, машины, дорогую одежду. Богатство отягощает душу и не дает ей спастись.
  • Прошение 5-е: И оста́ви на́м до́лги на́ша я́ко же и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим. В этой просьбе мы не просто молим простить грехи наши, как в остальных просительных молитвах. Здесь мы извещаем Бога, что своих обидчиков всех простили. Ведь только погасив свои долги — обиды перед людьми, мы смеем обращаться за прощением своих грехов к Богу.
  • Господь дал нам физическую силу, чтобы делами помочь другим людям, животным, растениям, земле. Наградил нас различными способностями и прекрасными душевными качествами, чтобы за время земного пути мы успели сотворить добро для земного мира. Если мы злоупотребляем Божиим даром и обращаем его на сотворение греха, то становимся должниками перед Богом. Господь милостив и простит наши грехи (долги) при покаянии. Но никогда не будет прощения, если мы таим обиду, желаем зла, намереваемся отомстить должникам нашим, когда-то согрешивших против нас.
  • Прошение 6-е: И не введи́ на́с во искуше́ние. Как часто, дети, хочется нарушить родительский запрет, без спроса взять что-либо, утаить от родителей плохую оценку, солгать своим близким, показать свою силу в отношении слабого. Это не ваши желания, это — попытка диавола столкнуть вас с пути правды. Такие соблазны и желания называются искушениями. Даже взрослым очень трудно противостоять искушениям без Божией помощи. В этой молитве мы как раз и просим: помоги нам преодолевать соблазны, избавь от искушений.
  • Прошение 7-е: Но изба́ви на́с от лука́ваго. Эти слова понятны и просты. Мы высказываем твердое желание жить на земле в соответствии с Божиими заповедями. И просим Бога избавить нас от воздействия виновника (начальника) зла — от диавола, который всегда стремится погубить нас.
  • Славословие, произносимое священником: Я́ко Твое́ е́сть ца́рство, и си́ла, и сла́ва О́тца, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно и во́ веки веко́м. Ами́нь. Заканчивается молитва утверждением, что Богу нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу принадлежит и подчиняется все на свете: вселенная, земля, человек, все живое и неживое на земле. Он наш Царь Небесный и в Своем царстве Он самый сильный, обладающий вечной славой. Словом “Аминь” еще раз утверждается истинность, правдивость всего сказанного.
При прочтении молитвы на церковнославянском, обратите внимание на значение слов:

О́тче — Отец.
И́же — Который.
И́же еси́ на небесех — Который есть на небесах. Да — пусть.
Святи́тся — прославляется.
Я́ко — как.
На́ небеси — на небе духовном.
Насу́щный — необходимый для существования.
Да́ждь — дай.
Дне́сь — сегодня; на нынешний день.
Оста́ви — прости.
До́лги — грехи.
Должнико́м на́шим — тем людям, которые согрешили против нас.
Искуше́ние — соблазн; опасность греховная.
Лука́ваго — хитрого и злого, то есть диавола.

Примичание:
[1] Притча — поучительный, образный рассказ Исуса Христа, данный Им с целью лучшего понимания слушателями тех или иных заповедей.

[2] Фарисей — данное слово употребляется в значении лицемерного, гордого человека, делающего всё напоказ, чтобы за это получить славу и похвалу у людей.

Взято и переработано из «ДЕТЯМ О МОЛИТВЕ» Издатель: Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси. Новозыбков. 2008 год

Материал подготовлен по благословению иерея Владимира.

Редколлегия сайта ПОНОМАРЬ, Кызыл.

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь