Когда именно появились первые христиане в Урянхае (так ранее называлась современная Республика Тува в составе Российской Федерации), точно сказать, пожалуй, не сможет сейчас никто. Возможно, ещё в первой половине XIX века, а то и раньше.

Но можно утверждать, что в начале 20-ого века существовали крепкие общины в Верховьях Енисея — в Верховьях, как тут говорят. Известно, что в годы Гражданской войны в храме села Медведевка служил священник Евсевий Шарыпов.

После революции и Гражданской войны в Урянхай ушла часть лучших русских людей из захваченной большевиками России: они не пожелали жить в богоборческом советском государстве. Кто-то уходил через Танну-Урянхай в Монголию и Китай, а кто-то оставался тут, среди братьев по вере. С 1932 года, когда Семён Илларионович Кузнецов, с благословения епископа Арсения Минусинскаго и Урянхайскаго (священномученика) организовал исход христиан, в Урянхай переселилось несколько тысяч православных христиан — староверов, приемлющих священство «Белокриницкой иерархии». Епископ был схвачен и в 1932 -ом году расстрелян в Колпашевском лагере 3 октября 1937 года.

свщ. мч. Арсений
свщ. мч. Арсений (Давыдов) епископ Минусинский и Урянхайский

Тувинец Салчак Тока (1901-1973 гг., — один из основателей и руководитель республики Тува, основоположник тувинской советской литературы) был в детстве крещён в храме села Медведевка с именем Сергий. Его первая жена (с 1923 по 1925 гг.) была христианка Анна Лубошникова тоже из Медведевки. Какое-то время, будучи высокопоставленным коммунистическим вождём, Тока покровительствовал христианам. Но с присоединением Тувы к СССР в 1944 году, староверы этого покровительства лишились. Церкви были превращены в развлекательные заведения. Отправление служб стало наказуемо «народной властью».

Так же будет интересно: СТАРООБРЯДЦЫ В ТУВЕ 

Так, спустя совсем немного времени, прошедшего с царского Манифеста 1905 года, даровавшего христианам свободу вероисповедания, вернулись времена гонений на христиан, напоминающие времена гонений Никона патриарха и царя Алексея Романова. С началом войны против фашистской Германии немало староверов было выдано в руки советской власти и обречено на лишения, а то и на смерть за свои убеждения, за крепость веры христианской.

После отбытой ссылки в Туву вернулся отец Михаил Никитин, который до самой кончины нелегально совершал требы — крестил, венчал, отпевал… А с его уходом на долгие годы христиане уже Тувинской АССР были лишены священнического окормления. Службы проходили по беспоповскому чину, тайно на квартирах христиан.

В 1970-ые годы в Кызыле стала формироваться старообрядческая община. Уставщиком тогда был Нестор Петрович Голубцов, а окормлял общину молодой минусинский священник Валерий Шабашов — с 1980 года до середины 1980-ых годов. С 1987-ого по 1992 год окормлял тувинскую общину отец Симон Килин (в 1992 году его рукоположили во епископы Новосибирские и всея Сибири и Дальнего Востока). Затем — отец Леонтий Скачков, короткое время в 2012 году — отец Анатолий Сафронников (в настоящее время он настоятель храмов апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святаго пророка Ильи в Набережных Челнах, республика Татарстан).

КРАТКО СПРОСИМ – ЧТО ТАКОЕ КЫЗЫЛЬСКАЯ ОБЩИНА
Фото. На снимке (слева направо) 1 ряд: 1. Иосиф, 1926 г.р., участник ВОВ; 2. Андрей, 80 лет, 10 лет ГУЛАГа по ст. 58; 3- Логин Федорович Овчинников, 10 лет ГУЛАГа по ст. 58; 4. Семен Илларионович Кузнецов, 95 лет; 5. Иподьякон Иван Петрович Голубцов, 85 лет, 10 лет ГУЛАГа по ст. 58; 6. Василий; 7. Михаил; 8. Карп; 2 ряд: 1. Петр Гаврилович, уставщик (Омск); 2. Нестор Петрович Голубцов, уставщик (Кызыл-Тува); 3. Анатолий Васильевич. Ударцов, уставщик (Барнаул); 4. Григорий Семенович Носков, уставщик; 5- Яков Васильевич, 5 лет ГУЛАГа по ст. 58; 6. Тимофей (Красноярск); 7- Памфил, инвалид ВОВ; 8. Иван Миков, 90 лет, 10 лет ГУЛАГа по ст. 58. фото с журнала (Вифлеем — Дом Хлеба. выпуск второй 2011 г.)

К сожалению, расстояния не позволяли приезжать священникам в Кызыл так часто, как то требуется — и потому кызыльская община долгие годы находилась на беспоповском положении.

После Нестора Петровича в общине Кызыла председателем и уставщиком была Надежда Павловна Лямина, которая в отсутствие священника вела службы мирянским чином. До 2007 года на карте города был известен адрес Пролетарская, 137 — он на долгие двадцать лет стал центром правой веры в Туве, пока к 2007 году не был построен храм во имя Георгия Победоносца на улице Кок-Тейской, д. 20.

С 2007-ого по 2012 год уставщиком и председателем общины был Марк Анатольевич Честнейшин. Он уехал по состоянию здоровья в Петербург.

Также в Кызыле трудилась уставщицей и председателем общины Тамара Александровна Огнева, приехавшая в 2012 году из Новосибирска (ныне она просфирница).

На данный момент председателем общины является Елена Григорьевна Тупицына — потомственная старообрядка, из местных жителей. В 2015 году из Сибирской епархии была выделена Томско-Енисейская епархия, окормляет её епископ Григорий (Коробейников).

иерей Владимир Шибанов, КЫЗЫЛЬСКАЯ ОБЩИНА
иерей Владимир Шибанов

Что отрадно отметить! – ныне по благословению епископа Григория Томскаго и Енисейскаго, настоятелем общины в Кызыле назначен иерей Владимир Шибанов. Ранее он служил в храме села Рытово Вязниковского района Владимирской области. На 21.11.2018 год на праздник Собора архангела Михаила состоялась его первая служба в нашем храме. С переездом семьи священника, община увеличилась на пять человек, появился чтец Кирилл, он же уставщик. Три грамотных крылошанки.

За прошедший год довершалось и крестилось 17 человек. Проводятся регулярно литургии (воскресные и праздничные, в том числе и на средние праздники). Есть решение о реконструкции колокольни и расширении алтаря. Продолжается обшивка храма.

Приезд иерея Леонтия 13-15 декабря
Приезд иерея Леонтия 13-15 декабря

Читайте также: Сюжет канала ТВЦ о московских старообрядцах

Желаем вам мира и добра. Да сохранит вас Господь!

Редколлегия сайта ПОНОМАРЬ, Кызыл, декабрь 2019 года.

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь